Воскресенье, 05.05.2024, 13:30
Приветствую Вас Гость | RSS
Календарь
«  Июль 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

SP

Форма входа

Это интересно
LF:
Нечто
Статистика

Рейтинг@Mail.ru


ML

Главная » 2011 » Июль » 19 » Чего нам надо и чего мы ждём.
18:47
Чего нам надо и чего мы ждём.

Изображение предоставлено publicdomainpictures.net

Разбирая старые бумаги из своего домашнего архива, я наткнулся на любопытный документ.

Передо мной – первый номер журнала «Изучай технику», орган ВЦСПС, январь 1933 года. Данное издание трудно назвать журналом: двадцать четыре страницы текста, в том числе обложка, отпечатаны на серой газетной бумаге. Глазу, привыкшему видеть современные глянцевые журналы и красочные рекламные буклеты, кажутся странными шероховатые, с нечеткими фотографиями, пожелтевшие листы раритета.

Но меня интересует не внешний вид, а содержание журнала. Прямо на обложке – она же первая страница – напечатана карта-схема СССР, нашей страны, какой она была в 1933 году, от Архангельска на севере до Батуми на юге, от Киева на западе до Кемерово на востоке (Восточная Сибирь и Дальний Восток попадут на карты новостроек позднее). Вся площадь карты заполнена названиями городов и значками, указывающими, какие предприятия построены в этом городе или населенном пункте. Порою крупная новостройка появлялась на месте какой-нибудь деревеньки, а то и на голом месте, и лишь потом становилась городом.

Внизу страницы – справка:

«За годы первой пятилетки СССР построил свыше 1500 предприятий в промышленности и на транспорте, создал 5000 совхозов, 2446 машинно-тракторных станций. На обложке указаны крупнейшие предприятия промышленности и транспорта».

Смотрю на карту-схему... Вся страна – как строительная площадка. Поражает количество построенных объектов, их масштабы и значение для роста индустриальной мощи страны.

Рассматриваю подробности, нахожу знакомые названия.

Конечно, начинаю с Челябинска. Что же здесь появилось нового? В 1927–1930 построена Челябинская ГРЭС, одна из первых крупных электростанций, намеченных еще ленинским планом ГОЭЛРО. 7 ноября 1927 начато строительство первого в СССР завода ферросплавов (ныне ЧЭМК), а в 1930 началась его эксплуатация. Оба предприятия работают по нынешнее время.

Особое место в истории нашего горда занимает создание такого индустриального гиганта, как Челябинский тракторный завод. Решение Совета народных комиссаров о его строительстве было принято 29 мая 1929, а первый трактор вышел из заводского цеха 15 мая 1933. Ищу на карте Харьков и Сталинград, где тоже были поострены тракторные заводы; во время войны Челябинск принимал коллективы и производство, эвакуированные из этих городов. Наш самый крупный. По мощности превосходил своих собратьев, вместе взятых.

Когда-то В.И. Ленин мечтал о ста тысячах тракторов для крестьян. В 1940 году с конвейера ЧТЗ сошел 100-тысячный богатырь!

В годы войны ЧТЗ превращается в Танкоград, давший фронту 18 тысяч боевых машин.

До сих пор в Челябинске бытуют неофициальные названия некоторых городских районов, сохранившиеся со времен первых пятилеток: «Семьстрой» (челябинцы произносят «Семстрой») – бывший строительный участок № 7; «КБС» – коммунально-бытовое строительство, в отличие от промышленного; «Плановый поселок», микрорайон, строившийся среди беспорядочного моря частных домов и домишек. В память о том времени один из широких и благоустроенных проспектов в Тракторозаводском районе Челябинска носит название улицы «Первой пятилетки».

Узнавая историю челябинских промышленных гигантов, невольно сравниваешь с сегодняшним днём. Челябинский тракторный, индустриальный исполин, гордость нашего города, превратился в набор мелких предприятий, большей частью частных, расположившихся на его территории и использующих его инфраструктуру. Похоже, гордиться эмблемой «Трактор» нам останется лишь на форме хоккеистов, и то при условии, что наша команда научится побеждать.

Судьба ЧТЗ лишь немногим лучше участи завода «Калибр» (в годы войны снабжавшего

Красную Армию патронами, а после войны выпускавшего точные приборы и инструменты), корпуса которого заняты торговыми предприятиями.

Челябинское метро...

Перепечатка краткого анонса выложенного в свободный доступ материала произведена в соответствии с ч.4 ГК РФ ст. 1274 "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях". Согласно ст. 1259 ч.4 ГК РФ, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются объектом авторского права.

Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.(Матф.9:9-13)

Категория: История | Просмотров: 2638 | Рейтинг: 0.0/0

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем sergii на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать, описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Всего комментариев: 3
1 ronin  
0
«Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы! Плохая им досталась доля" да уж..

2 Mikuli_shna  
0
Когда-то В.И. Ленин мечтал о ста тысячах тракторов
---------------
Опечатка. 10000. Про десять тысяч тракторов мечтал Ленин.

3 Mikuli_shna  
0
Ой. Забыла поблагодарить автора. СПАСИБО! Приятно читать. Побольше бы таких публикаций. И детям в школе надо рассказывать о нашей стране.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]