18:00 Двояковогнутая идеология | |
Изображение предоставлено publicdomainpictures.net Продвижение в качестве главного "новогоднего" фильма "Обитаемого острова", снятого достаточно близко к тексту одноименного произведения братьев Стругацких, ставит прежде всего задачу по картографированию современной российской идеологии. Силы центрального телевидения ("Первый канал") и значительная часть медиамашины работают над раскруткой фильма, сюжетом которого является борьба с гигантской системой "промывания мозгов", основанной на некоем излучении (вероятно, все же, не телевизионном). Сходство показываемого на экране с наличным социальным окружением само создает и проблему, и инструмент, уже используемый политически. Современная Россия с ее телецентром и Первым каналом отличается от Саракша уже тем, что в ней возможно появление государственного фильма о самой себе как о некотором подобии Саракша. Иными словами, это Саракш, но с тем "небольшим" уточнением, которое было бы достигнуто, если бы, положим, главный герой фильма Максим, добравшись до центра управления "ментальным" излучением, не просто взорвал его (как и происходит в тексте Стругацких, чего мы, очевидно, и дождемся во "второй серии"), а настроил его на промывание мозгов всех граждан той странной мыслью, что им промывают мозги. Именно этот специфический "рефлексивный" brainwashing и определяет современную идеологическую структуру, внося возмущение и рассогласование в то, что, казалось бы, опознается в качестве политически "бесспорной" истины вполне либерального толка. И они-то, возможно, и составляют специфическое удовольствие от "самого диссидентского романа Стругацких" и от наиболее "удачной" экранизации творчества Стругацких в целом (мнение самого Б. Стругацкого). Вопрос современной идеологии - не в том, как "промыть мозги", а в том, как сделать этот процесс приятным, как сделать так, чтобы "пациенты" идеологии получали удовольствие именно от знания о собственном мозговом лаваже. Этот "изгиб", "твист", "складка" задает неработоспособность классических схем идеологического анализа сюжета "фильм с критикой идеологии и тоталитарного государства пропагандируется методами, близкими к тоталитарным". В этом изгибе сами "критические" инструменты заранее встроены в "дезавуируемую" идеологию. На деле "Обитаемый остров" не столько "смело" указывает на механизмы власти, сколько скрывает их легко опознаваемой "тоталитарной" истиной. Оставляя в стороне возмущение многочисленных зрителей, предпочетших уйти с сеанса или же все таки "отработать" свой билет созерцанием маловразумительной картинки и малопонятного для не читавших романа сюжета, и соглашаясь с авторитетными критиками в том, что сам фильм - удачное и адекватное выражение текста, или, говоря точнее, именно то, чего заслуживают Стругацкие, наконец-то дождавшиеся не только эквивалентного (в противоположность, например, "Сталкеру") кинопереложения, но и, похоже, адекватной "реальности", полезнее проследить саму эту идеологическую складку, позволяющую наивному Саракшу перейти к самосознанию. В конце концов, не дело простых зрителей, пусть и рефлексирующих, заботиться о том, смогут ли создатели самого дорогого в РФ блокбастера вернуть свои вложения. В крайнем случае, поможет Латвия, где "Обитаемый остров", по сообщению Detroit News, стал настоящим новогодним хитом - вероятно из-за наивной веры в то, что Россия наконец-то разоблачилась в фильме о самой себе, оставшись без прикрас, хотя и в гламурных одеяниях. Проблема лишь в том, что нагота для современных королей является лучшим костюмом. "Обитаемый остров", встраиваясь в логику других произведений Стругацких и советской фантастики в целом, в его нынешней экранизации фиксирует ряд политических констант, которые не совпадают с декларациями о необходимости постоянно "быть начеку", чтобы бороться с вечной угрозой тирании и фашизма. Любой политически и теоретически чуткий читатель/зритель заметит некоторое стилистическое и структурное различие между творением Стругацких-Бондарчука и, например... Перепечатка краткого анонса выложенного в свободный доступ материала произведена в соответствии с ч.4 ГК РФ ст. 1274 "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях". Согласно ст. 1259 ч.4 ГК РФ, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются объектом авторского права. Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.(Матф.9:9-13) | |
|
Всего комментариев: 1 | ||
| ||