06:57 Эстетика либеральной санитарии | |
Изображение предоставлено publicdomainpictures.net 10.03.09 Существует известная со слов Владимира Полеванова легенда о том, как в 1994 году Анатолий Чубайс якобы заявил ему, тогда председателю Госкомимущества, следующее: « Что вы волнуетесь за этих людей? Ну, вымрет тридцать миллионов – они не вписались в рынок. Не думайте об этом. Новые вырастут ».Хотя сам Чубайс неоднократно опровергал эту историю, фраза стала крылатой. Время от времени ее приписывали Гайдару, Хакамаде и другим либералам. Гораздо больше, чем о воззрениях самих либералов, это говорит о том их образе, который укоренен в российском массовом сознании. Либеральный дискурс, переживавший сложные времена в течение последних пяти лет, наливается новой силой у нас на глазах. Его питательная среда – кризис, уничтожающий остатки «общества всеобщего благоденствия». Его тезисы практически не изменились с тех пор, когда либеральные реформаторы впервые подвергли страну шоковой терапии. Проследить это можно на примере одного из главных идеологов либерализации – руководителя Центра социальной политики Института экономики РАН Евгения Шлемовича Гонтмахера. Санация активов « Кризис в социальном плане очень полезен », – считает Евгений Гонтмахер. Подчеркнем: не в экономическом (так-то считают многие). Не в политическом (есть сторонники и этой, довольно дискуссионной, точки зрения). А именно в социальном. Что же полезного для общества в том, что предприятия в массовом порядке увольняют своих сотрудников, моногорода оказываются на грани экономического коллапса, а доходы тех, кто еще сохранил работу, стремительно падают? А вот что: пройдя сквозь эти испытания, российское общество наконец сможет измениться. « Российский работник плохо умеет трудиться систематически , – утверждает Гонтмахер. – Прийти в девять, уйти в шесть. Второе – наш работник не предприниматель ». Произнося слово «российский», Гонтмахер несколько лукавит. Во-первых, потому, что абзацем выше ссылается на ленинскую фразу « Русский человек – плохой работник », во-вторых, потому, что выводит отсутствие предпринимательской жилки... из русского старообрядчества. Впрочем, об этике старообрядцев вице-президент РСПП имеет весьма отдаленное представление, ибо говорит следующее: « В каком-то смысле им богатство было не нужно. Они считали себя не вполне хозяевами собственного имущества – оно нажито с божьей помощью ». Протестанты, собственно, тоже полагали, что их богатство является знаком избранности свыше. Но то, что позволено протестантам, очевидно, не позволено русским старообрядцам, quod licet Jovi, non licet bovi. Кризис, по мнению Гонтмахера, способен покончить с подобным положением вещей. Ибо он, выражаясь словами коллеги Евгения Шлемовича по Независимому институту социальной политики Наталии Зубаревич, « в стратегическом плане... имеет позитивный аспект, так как ускорит объективный и неизбежный процесс санации худших активов, уже начавшийся в 1990-е годы, но прерванный в годы экономического роста ». Что же это за «худшие» активы, от которых страна начала избавляться в 1990-е годы? В первую очередь убыточные предприятия, то есть фактически львиная доля предприятий в несырьевых отраслях экономики. Во вторую, как это ни печально, люди. В 2003 году в большом интервью Модесту Колерову, опубликованному в журнале «Отечественные записки», Гонтмахер – в тот момент начальник департамента социального развития аппарата правительства РФ – утверждал, что видит «цивилизованный выход из ситуации» в высвобождении максимального количества людей из бюджетной сферы. « До трети из нынешних 15 миллионов бюджетников, по моим оценкам, там не нужны ». Не нужны учителя (« к оличество учителей можно спокойно сократить, по крайней мере можно их столько новых не готовить »), врачи (« к олоссальное число лишних коек и привязанных к ним лишних врачей »), работников культурной сферы (« с уществует избыток оставшихся нам от советской поры клубов, музеев. Конечно, Россия – страна ... Полный текст - http://www.russ.ru/pole/Estetika-liberal-noj-sanitarii
Перепечатка краткого анонса выложенного в свободный доступ материала произведена в соответствии с ч.4 ГК РФ ст. 1274 "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях". Согласно ст. 1259 ч.4 ГК РФ, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются объектом авторского права. Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.(Матф.9:9-13) | |
|
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем sergii на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения.
Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать,
описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.