10:26 Ген терпимости. | |
Изображение предоставлено publicdomainpictures.net Элита боится конкуренции Прошло почти 20 лет после развала СССР. О том, что изменилось и что сохранилось в русском характере за это время, корреспонденту "Известий" рассказал директор Института социологии РАН член-корреспондент РАН Михаил Горшков. Коренной чертой, по его мнению, остается терпимость, но ее градус понижен у нового поколения россиян. Они уже не будут терпеть. известия: Михаил Константинович, согласны ли вы с мнением, что за 20 лет жизни без СССР русский характер практически не изменился, разве что несколько вырос уровень нетерпимости? Михаил Горшков: Согласен. Но с чем я категорически не согласен - что вырос в обществе уровень нетерпимости. Он мог вырасти лишь в локальных группах, которые имеют свою внутреннюю частную идеологию. Но это не есть явление массового сознания. Я знаю эти исследования, но автоматически переносить вспышки некой агрессии из малых групп на большие - это, знаете, очень серьезный подвох, имеющий политические последствия. Вот что действительно произошло - поднялся градус общественной раздражительности. и: Что людей раздражает? Горшков: Например, элитарная реклама. Я понимаю - гречку рекламировать. Но при средней зарплате в 20 тыс. рублей показывать по ТВ яхты, дальние путешествия, мебель от 15-20 тысяч долларов и выше просто неуместно. Раздражают нескончаемые пробки на дорогах, безответственная болтовня политиков и так далее. Много есть вещей, которые не вызывают приступа нетерпимости и желания пойти на баррикады, но щекочут нервы. и: В чем конкретно это выражается? В разговорах на кухнях или в манифестациях на площадях? То есть - в словах или в действиях? Горшков: В основном в словах. Очень редко в действиях. Есть, скажем, примеры, когда человек, не выдерживая нервного напряжения в пробке, свою раздражительность выплескивает на впереди идущую машину, которая тормозит через каждые 30 секунд, водители выбегают из автомобилей, и начинается драка. Я несколько раз такие вещи видел. Но опять-таки - разве можно подобное принимать за массовое явление? Это особенности внутреннего самочувствия человека. и: Можно ли назвать проявлением общественной раздражительности акцию "синих ведерок" и другие выступления против "мигалок"? Горшков: Это уже не раздражительность, а социальный протест. Его еще называют движением одного требования. Когда людей объединяет одна проблема, появляется локальная группа протестующих. Это гораздо глубже и в отличие от раздражительности окрашивается в политические тона. Например, то, что было в Южном Бутове. Или Химкинский лес. Но все это не массовые движения протеста. А локальные. и: Но их много. Горшков: Да, много. По разным поводам и мотивам. Но попробуйте их соединить. Проблема с лесом что, только в Подмосковье? Нет. А кто их объединит? Массового движения не получается. Это на сегодняшний день практически нереально. и: Почему? Горшков: Потому же, почему в свое время нереально было реализоваться идее Григория Явлинского о создании в России партии среднего класса. Мы с ним тогда, в середине 90-х, на ряде "круглых столов" много спорили. Он говорил: "Ты что, не видишь, в стране начинает появляться зажиточный слоек, возникает у него своя идеология, свое отношение к жизни. Спокойное, умеренное, нереволюционное". Я возражал: "Все правильно. По книжке, по теории - ну все гениально. Но объединить их у тебя не получится". Почему? А давайте посмотрим на структуру тех людей, которые могут относиться к среднему классу. Предприниматели, руководящие сотрудники ведомств, частных компаний и банков, начальники департаментов и отделов. Военнослужащие, начиная с майора. Дети благополучных семей, пенсионеры, у которых большая пенсия. Да, по материально-душевому уровню они могут быть сопоставимы. Но по мировоззрению никогда их не усадишь в одну лодку. Они либо дырок наделают и вместе с лодкой пойдут ко дну, либо попросят другие лодочки и разлетятся ... Перепечатка краткого анонса выложенного в свободный доступ материала произведена в соответствии с ч.4 ГК РФ ст. 1274 "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях". Согласно ст. 1259 ч.4 ГК РФ, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются объектом авторского права. Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.(Матф.9:9-13) | |
|
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем sergii на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения.
Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать,
описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.
Всего комментариев: 1 | ||
| ||