14:24 Границы китайского чуда | |
Изображение предоставлено publicdomainpictures.net Автомобильные концерны не хотят повторения российской истории в Китае Крупнейшие иностранные автопроизводители: General Motors, Volkswagen, Toyota, Nissan, Hyundai, – увеличивают инвестиции в промышленность Китая, несмотря на постепенное сокращение государственных программ стимулирования рынка. Средства, которые готовы тратить иностранцы, исчисляются миллиардами евро. VW, например, инвестирует 4,4 млрд евро до 2012 году. Nissan за счет новых производств планирует увеличить выпуск машин в Китае на 70%. Китайский рынок действительно весьма перспективен, но и у него есть свои пределы: темпы роста могут уже в самое ближайшее время привести к перепроизводству в некоторых автомобильных сегментах. Производители понимают это, но все равно не останавливаются. Ситуация напоминает спекулятивную игру на биржевом рынке. Отчего же автопроизводители сознательно идут на риск перепроизводства? Дело в том, что у любого крупного международного автоконцерна существует собственная градация рынков. На одни они, к примеру, планируют затратить около 50% усилий, на другие – 30%, еще на какие-то – 10% и так далее. Это – составляющая любого стратегического бизнес-плана. Для того, чтобы понять причину столь акцентированного интереса к Китаю, необходимо оглянуться назад и посмотреть, а что же вообще произошло с рынками в мире за последнее время. По сути, в прошлом и позапрошлом годах обрушились те рынки, на которые до сих пор делалась ставка. И, в первую очередь, это российский рынок. Еще совсем недавно его рассматривали как стремительно растущий, считали, что в него надо поскорее интегрироваться, а тут – такой «обвал», практически в два раза. Кроме того, стали проседать европейские рынки, их удалось удержать только достаточно серьезными финансовыми вливаниями в программы поддержки покупателей. То есть, с одной стороны, существует объективное вытеснение автопроизводителей с традиционных рынков, так как там спрос упал, с другой – существует определенный потенциал спроса в Китае. Тем не менее, некоторый запас времени у иностранцев в Китае существует – по разным оценкам от пяти до семи лет. В этот срок крупные автоконцерны и рассчитывают урвать свой кусок. И пусть потом они его потеряют. Пирог будет, в конечном итоге, съеден самими китайцами, но пока они не в состоянии заполнить все рыночные ниши самостоятельно. Важно не забывать один нюанс. Дело в том, что спрос на автомобили в Китае не бесконечен. Забавно слушать рассуждения аналитиков о том, что-де в США на 1000 человек приходится около 800 автомобилей, в Германии – около 700, и потому Китай с его 26 автомобилями на 1000 жителей – это вечный Клондайк для автопроизводителей. Попытка привнести на китайскую почву стандартные меры измерения экономического роста уже неоднократно давали сбои. И неудивительно: уж очень он отличается. Дело в том, что китайское общество – это «цивилизация статуса», цитируя Роберта Шекли. Жители различаются не только и не столько по языку, цвету кожи или росту, а, скорее, по уровню дохода, социальному положению, месту жительства. Так, крестьянин – это человек второго, а может быть, даже третьего сорта практически на всю жизнь. Жительницы крупных городов, например, панически боятся прямых солнечных лучей, так как загорелая кожа может быть расценена как признак проживания в деревне. А ведь даже по данным официальной статистики в деревнях проживают не менее 60% китайцев. Потребители же легковых авт...
| |
|
Всего комментариев: 0 | |