13:08 Идея «Москва — Третий Рим» и её влияние на русскую государственность (часть 1) | |
Изображение предоставлено publicdomainpictures.net 1. Введение Идея «Третьего Рима» в силу своего особенного духовного масштаба амбивалентна, ее смыслы балансируют между полюсами национальной гордыни и вселенского служения Руси. Разными гранями выступала эта идея в духовной и исторической жизни русских. Возникнув в XVI в. как осознание религиозной миссии нового Русского государства в исторической перспективе после Христа, она обрела превращенную форму имперской политической идеологии в XIX-XX вв. Как отмечает авторитетная исследовательница данной проблемы Н. В. Синицына, «генезис идеи "Третьего Рима” находится в русле православной религиозной мысли по преимуществу», но между тем чрезвычайно распространены ее характеристика как официально-государственной, а также подмена ее понятием лишь «второго Константинополя», т. е. сведение только к византийскому наследию, которое также, в свою очередь, понимается тенденциозно [8, с. 11-12]. Этим обусловливается, по мнению современного историка Церкви В. И. Петрушко, тот факт, что крупнейшие русские историки, как светские, так и церковные, практически не уделяли внимания этой проблеме как одиозной и несущественной [3, с. 268]. Однако эволюция данной идеи поучительна и является тем зеркалом, в котором отражается духовный лик России на каждом этапе ее историко-культурного развития. 2. Историко-культурный контекст возникновения идеи «Третьего Рима» Эпоха к. XV-XVI вв. — это время правления великих князей Иоанна III (1462-1505) и его сына Василия III (1479–1533), время активного формирования московской великокняжеской власти. После падения татарского ига (после 1480 г.) Иван Васильевич III первый из московских князей официально принимает титул «самодержца», что значило совершенно независимый, свободный от всякого подданства. B международных сношениях с мелкими государствами он начинает настойчиво употреблять формулу «Божіею милостію царь всея Руси» [2, с. 478]. Великие князья Московские практически завершают объединение Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Создается крупное централизованное православное государство с сильной самодержавной властью. Международные события ускоряют формирование Русского царства не только геополитически, но и духовно-идеологически. Усиление турецкой опасности, давление папы вынудили византийцев заключить Флорентийскую унию (июль 1439) на условиях признания верховенства папы, принятия католических догматов при сохранении лишь обрядов восточной христианской церкви. Византийского императора Иоанна VIII Палеолога заставило пойти на столь крайнее средство надежда спасти остатки Византийской империи от порабощения туркам-османам при помощи папы Римского и западных государей. Однако помощь не была оказана. Столица Византийской империи, Константинополь, была захвачена турками-османами под предводительством султана Мехмеда II 29 мая 1453 г. Это повлекло за собой уничтожение Восточной Римской империи и смерть последнего византийского императора Константина XI Драгаша. После Флорентийской унии и падения Константинополя у русских возникает идея о переходе прав и привилегий византийских императоров на московского князя, которая нашла себе поддержку в браке (к. 1472 г.) великого князя Ивана III Васильевича с племянницей последнего греческого царя Зоей Палеолог, переименованной в России в Софью. С этим браком московский государь как будто приобретал и формальные юридические права на византийскую корону. Осторожные князья московские не торопились буквально реализовать приписываемые им Западом права на «константинопольскую вотчину», но не упускали случая использовать эту идею в целях возвышения авторитета своей власти. Несомненным признаком принятия идеи о Константинопольском наследстве служит усвоение Иваном III герба восточной Римской империи — двуглавого орла в качестве русского государственного герба. С отступничеством греков от Православия на Флорентийском Соборе Русская Церковь впервые осознала себя Православным Священным Царством. «После Флорентийского собора в мире нет уже ни православного Вселенского Патриарха,... Перепечатка краткого анонса выложенного в свободный доступ материала произведена в соответствии с ч.4 ГК РФ ст. 1274 "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях". Согласно ст. 1259 ч.4 ГК РФ, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются объектом авторского права. Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.(Матф.9:9-13) | |
|
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем gaal_dev на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения.
Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать,
описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.
Всего комментариев: 0 | |