17:56 Игорь Сикорский – эмигрант добровольный или вынужденный? | |
Изображение предоставлено publicdomainpictures.net В 1936 г. Б. Н. Юрьев диктовал свои воспоминания, запись которых сохранилась в его архиве. Говоря о 1918 годе, когда он, вернувшись из австрийского плена, вновь появился среди учеников Н. Е. Жуковского, Борис Николаевич так передавал рассказанную ему историю отъезда И. И. Сикорского за границу: «Сикорский обратился в правительство, говорят, к Ларину, с предложением организовать авиационный завод и, будто бы, Ларин дал такой ответ, что в настоящую разруху нам нужен хлеб, а не душистое мыло, духи и авиация. Тогда Сикорский попросил разрешения уехать за границу и разрешение, будто бы, было ему дано — он уехал лояльным порядком». В 1918 г, Н. Е. Жуковский со своими ближайшими учениками занимался вопросами организации ЦАГИ, общался с секретарем В. И. Ленина — Н. П. Горбуновым, членами ВСНХ и потому в вопросах авиации относился к «кругам весьма осведомленным». Таким образом, несмотря на повторяющиеся в рассказе Б. Н.Юрьева «будто бы», в достоверности событий можно не сомневаться. Тем более, что косвенно они подтверждаются и тем, о чем пишет А. А. Велижев в своей брошюре «Достижения советской авиапромышленности за 15 лет»: «Декретом от 28 июня 1918 г. авиационная промышленность была национализирована... Некоторые товарищи, поставленные во главе национализированной промышленности, недооценивали важности воздушного флота, как оружия в руках рабочего класса. Например, покойный т. Ларин, бывший в то время руководителем ВСНХ, когда на президиуме стоял вопрос о том, в каких отраслях промышленности советская власть должна сосредоточить свои слабые в то время ресурсы, а какие отрасли придется свернуть, решил свернуть и всю авиапромышленности. Когда же партийцы-воздушники стали убеждать т.Ларина не делать такого необдуманного шага, он ответил, что "Советской республике не нужны предприятия, подобные фабрикам духов и помады"». 8 своей автобиографической книге «История крылатых S» Игорь Иванович писал, что он уезжал из России на неопределенный период (до того момента, когда ей вновь понадобятся самолеты), получив паспорт, визы и несколько рекомендательных писем. Паспорт и визы также свидетельствуют о «лояльном» отъезде. И.Ф.Петров, старейший деятель авиации, в разные годы возглавлявший НИИ В8С и НИИ ГВФ, ЛИИ и Физтех, непосредственный исполнитель "отбора немецких самолетов и переброски их в Советский Союз" перед самой войной, член Военного Совета и заместитель командующего ВВС в начале Великой Отечественной, часто встречавшийся с И. В. Сталиным, в 1936 г. в составе микроделегации из трех человек посетил крупнейшие авиационные центры во Франции, Англии и США. Сикорский охотно показывал ему свой завод, рассказывал, отвечал на вопросы. И, как свидетельствует Иван Федорович, обратился к нему с просьбой походатайствовать перед Сталиным о возвращении на Родину. Сын конструктора, Сергей Игоревич, отрицает возможность появления такой идеи у отца. Однако... К середине 30-х годов в связи с увеличением дальности полета сухопутных самолетов, летающие лодки Сикорского, находившиеся до этого в широкой эксплуатации, стали терять свое значение. А жизнь его вертолетов еще не началась. На этом перепутье у Игоря Ивановича могли возникнуть колебания, о которых мог и не знать его сын. «Я очень рад... послать свой горячий привет людям великой Родины, которая дала мне жизнь,.. Никто из нас не хочет ни войны, ни разорения, ни разрушения. Мы все должны встать и предъявить твердое требование тем, кто находится у власти: мы хотим мира! Никто не хочет войны. Никто ее не выиграет, но п...
| |
|
Всего комментариев: 0 | |