18:22 Интелигенщина. Как далеки они от народа. | |
Изображение предоставлено publicdomainpictures.net Какие есть основания считать, что этот же феномен "Малого Народа” проявляется в нашей стране? Прежде всего, конечно, та литература, которую мы разбираем. В ней представлен весь стандартный комплекс представлений "Малого Народа”: вера в то, что будущее народа можно, как механизм, свободно конструировать и перестраивать; в связи с этим — презрительное отношение к истории "Большого Народа”, вплоть до утверждения, что ее вообще не было; требование заимствовать в будущем основные формы жизни со стороны, а со своей исторической традицией порвать; разделение народа на "элиту” и "инертную массу” и твердая вера в право первой использовать вторую как материал для исторического творчества; наконец, прямое отвращение к представителям "Большого Народа”, их психологическому складу. И эти черты выражены в современном нам "Малом Народе” не менее ярко, чем в его предшествующих вариантах. Например, нигде раньше не встречался такой яркий символ господства "Малого Народа” над "Большим Народом”, как модель оккупации, предложенная Яновым. А тонкий образ Померанца: "…место интеллигенции всегда на полдороге… Духовно все современные интеллигенты принадлежат диаспоре. Мы всюду не совсем чужие. Мы всюду не совсем свои”, прекрасно передает мироощущение "людей без корней”, составляющих "Малый Народ”. Часто изречения из литературы современного "Малого Народа” настолько совпадают с мыслями их предшественников, что кажется, будто одни других цитируют. Особенно это поражает при сопоставлении современного "Малого Народа” с его предшественником 100-120-летней давности, сложившимся внутри либерального, нигилистического, террористского и революционного движения в нашей стране. Ведь это действительно странно: в литературе современного "Малого Народа” можно встретить мысли — почти цитаты из Зайцева, Чернышевского или Троцкого, хотя в то же время его представители выступают как убежденные западники-демократы, полностью отрицающие идеалы и практику "революционного века” русской истории, относя все это к традиции "русского тоталитаризма”. Так, Зайцев и Шрагин, отделённые друг от друга веком, совершенно единодушно признают, что в отношении всего народа рамки демократии "чересчур узки”. "Рабство в крови их”, — говорит Зайцев, а Померанц повторяет: "холуйская смесь злобы, зависти и преклонения перед властью”. И если вдова поэта О. Мандельштама Н. Я. Мандельштам в своих воспоминаниях, осуждая тех, кто уходит от борьбы за духовную свободу, писала: "Нельзя напиваться до бесчувствия… Нельзя собирать иконы и мариновать капусту”, а Троцкий (в "Литературе и революции”) называл крестьянских поэтов (Есенина, Клюева и др.) "мужиковствующими”, говорил, что их национализм "примитивный и отдающий тараканами”, то ведь в обоих случаях выражается одно и то же настроение. Когда Померанц пишет: "Интеллигенция есть мера общественных сил — прогрессивных, реакционных. Противопоставленный интеллигенции, весь народ сливается в реакционную массу”, то это почти повторение (интересно, сознательное или невольное?) положения знаменитой Готской программы: "По отношению к пролетариату все остальные классы сливаются в одну реакционную массу”. Очевидно, что здесь не только совпадение отдельных оборотов, мыслей. Ведь если отжать основное ядро литературы современного "Малого Народа”, попытаться свести ее идеи к нескольким основным мыслям, то мы получим столь знакомую концепцию "проклятого прошлого", России "тюрьмы народов”; утверждение, что все наши сегодняшние беды объясняются "пережитками”, "родимыми пятнами” — правда, не капитализма, но "русского мессианства” или "русского деспотизма”, даже "дьявола русской тирании”. Зато "великодержавный шовинизм” как главная опасность — это буквально сохранено, будто заимствовано литературой "Малого Народа” из докладов Сталина и Зиновьева. Вот ещё одно конкретное подтверждение. Шрагин заявляет, что он не согласен, будто со... Перепечатка краткого анонса выложенного в свободный доступ материала произведена в соответствии с ч.4 ГК РФ ст. 1274 "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях". Согласно ст. 1259 ч.4 ГК РФ, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются объектом авторского права. Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.(Матф.9:9-13) | |
|
Всего комментариев: 0 | |