18:28 Исламский радикализм как побочный эффект "холодной войны" (часть 1) | |
Изображение предоставлено publicdomainpictures.net Селективная актуализация исламского нормативного наследия как способ бытования ислама Распространено мнение, что существует ислам как вечная и неизменная религия, представляющая собой законченный ряд раз и навсегда кодифицированных и унифицированных норм, положений, представлений. Немусульманская широкая публика полагает, что своего рода всеохватным кодексом ислама является Коран, Богооткровенная Книга, а также хадисы - сообщения о высказываниях и действиях Мухаммада, Божьего посланника. При таком понимании ислама Писание и Предание ислама рассматриваются в качестве своего рода цитатников, в которых профанно ориентированные читатели без труда обнаруживают мнимые подтверждения своей правоты по тому или иному вопросу. Подобный подход позволяет утверждать, что ислам - это однозначно религия мира, терпимости, милосердия и согласия, и, следовательно, те политические экстремисты и даже террористы, которые называют себя исламскими муджахидами - "бойцами джихада за веру на пути Аллаха" и обосновывают свои действия ссылками на отдельные положения Корана и Сунны, не имеют отношения к исламу, а исламом "прикрываются", "маскируются" и т.п. Но тот же подход продуцирует и иное распространенное утверждение: поскольку некие люди, являющиеся мусульманами, называющие себя муджахидами - "бойцами джихада за веру на пути Аллаха", обосновывают свои действия ссылками на отдельные положения Корана и Сунны, совершают акции, подпадающие под категорию политического экстремизма и терроризма, постольку ислам является-де религией вражды и насилия, жестокости и нетерпимости. В реальности же, что бы ни говорили исламофилы и исламофобы, ислам представляет собой динамичную, постоянно эволюционирующую систему норм и правил, взглядов и представлений, которые формируются и формулируются людьми (естественно, верующими-мусульманами) в ответ на вызовы меняющегося времени и на основе человеческого понимания Корана и Сунны Божьего Посланника. История ислама - это непрекращающийся процесс экспликации Богоданного Текста. Идеальная цель исламского сообщества - уммы, вернее, ученых и учителей исламского сообщества заключается не столько в том, чтобы найти в Тексте доводы истинности той или иной человеческой акции, сколько в том, чтобы понять замысел Творца и Законоустановителя, явленный в Тексте. И если подходить к истории ислама чисто количественно, то можно констатировать, что результаты экспликативных усилий (не только обычные толкования - тафсир или символическо-метафорические объяснения - та’виль, но и богословские и философские трактаты, религиозные поэзия и проза, а также этические, юридические и политические сочинения на разных языках) многократно, в тысячи раз превосходят по количеству слов Богооткровенный Текст, не превосходя его по значению. Иными словами, ислам, как он есть здесь и сейчас, - в конечном счете результат человеческих усилий. Этим объясняется, кроме всего прочего, наличие разных исламов, т.е. различных систем норм и действий, которые существенно отличаются одна от другой, но претендуют на то, чтобы быть исламом par exelance и, к слову сказать, являются таковыми для отдельных групп мусульман. Что уж говорить о разнобое норм, касающихся отдельных вопросов (вспомним хотя бы все тот же джихад). Важно подчеркнуть, что не существует никакой процедуры принятия окончательного решения относительно истинности/неистинности той или иной нормы или системы норм. И исторически, т.е. так, как он существует и складывается, ислам представляет собой сумму всех бывших и настоящих систем норм, соотнесенных с Кораном и Сунной, во тех всех локусах глобального историко-цивилизационного процесса, в которых ислам наличествовал или наличествует, - он представляет собой то, что сами мусульмане называют наследием (по-арабски турас). Д...
Перепечатка краткого анонса выложенного в свободный доступ материала произведена в соответствии с ч.4 ГК РФ ст. 1274 "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях". Согласно ст. 1259 ч.4 ГК РФ, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются объектом авторского права. Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.(Матф.9:9-13) | |
|
Всего комментариев: 3 | ||||
| ||||