Изображение предоставлено publicdomainpictures.net
Нашим урбанизированным современникам, у которых рацио часто преобладает над сердцем, Достоевский помогает обратиться к глубинам человечности, к миру вечных ценностей, и тем самым очиститься. А кто прочитает и поймёт писателя, тот будет дружить с его наследием всю жизнь.
Достоевский был одним из тех, кто в середине XIX века совершил прорыв к заповедным глубинам души. И в этом смысле опередил своё время.
Наталья Ашимбаева.
Ещё будучи юношей, воспитанником главного инженерного военного училища, он написал брату: «Человек есть тайна, и чтобы разгадать эту тайну, не хватит и всей жизни. Я хочу заниматься этой тайной, ибо хочу быть человеком».
Тайна человека стала главным предметом писательского исследования Достоевского. И в этом он достиг необычайных высот, проник в такие уголки сознания, которые не каждому и далеко не всегда открываются.
Мировоззрение писателя во многом сформировала каторга, куда его определили за участие в кружке петрашевцев. Оказавшись среди убийц, грабителей – с одной стороны и приговорённых за политические убеждения – с другой, Достоевский попытался пропустить судьбу каждого через себя, чтобы понять глубинные мотивы, побуждающие человека к тому или иному поступку.
Основы утопической, рационалистической философии были подвергнуты полной переоценке. Достоевский пришёл к выводу о невозможности определить человеческую суть рациональными формулами. В своих произведениях 1860-х годов он оппонирует просветителям-утопистам Вольтеру и Руссо, ведёт полемику с Чернышевским, полагавшим, что человека можно «просчитать», убедить, доказать ему, что добро разумно и выгодно.
Достоевский пришёл к убеждению, что зло, равно как и добродетель, гораздо глубже, чем полагают «лекаря-социалисты». Человек очень часто хочет чего-то, что не совпадает с его выгодой, и даже если ему докажут, что «дважды два – четыре», то, как говаривал герой «Записок из подполья», может статься, что «дважды два пять – тоже премиленькая иногда штучка». В сложной, иррациональной человеческой природе заключён корень не только многих личных коллизий, но и социальных катаклизмов. А рецепты спасения и устройства жизни по каким-то рациональным схемам далеко не всегда приводят к тому, чего хотелось бы «устроителям человечества».
Рисунки Достоевского.
Дмитрий Мережковский назвал Достоевского «пророком русской революции». Такое определение не случайно родилось в начале 1900-х, когда особенно актуально прочитывался роман «Бесы», где автор предупреждает общество, что заговорщические пути ведут к преступлению, к страшному надругательству над моралью.
Роману предшествует эпиграф из Евангелия о больном, которого исцелил Иисус Христос, и бесы, гнездившиеся в нём, низверглись в пропасть, а исцелённый от страшного недуга больной расположился у ног Иисусовых. Для писателя это глубочайший символ. Пророчества Достоевского не остановили развития грозных событий, но свидетельствуют о его прозорливости. Далеко не всегда люди внемлют своим провидцам – в этом и заключается их иррациональность. Но немногие задумываются о последствиях, извлекают уроки. Это писатель понимал и был убеждён, что если вера исчезнет и не будет слышна проповедь, общество превратится в страшное стадо и спасения у нас не будет даже от самих себя.
Достоевский вырос в религиозной семье, однако считал, что по-настоящему глубокая вера пришла к нему после ожидания казни, после сибирской каторги – после испытаний. Он пытался показать, что человек не хочет и не любит страдать, а стремится к счастью, радости, комфорту. Но страдание – то очистительное горнило, которое заставляет открыть глаза на действительно значительные ценности, на лучший мир. Поэтому нравственные начала писатель увязывал, ос...
Перепечатка краткого анонса выложенного в свободный доступ материала произведена в соответствии с ч.4 ГК РФ ст. 1274 "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях".
Согласно ст. 1259 ч.4 ГК РФ, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются объектом авторского права.
Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним.
И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его:
для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные,
пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.(Матф.9:9-13)
Категория: Культура |
Просмотров: 2388
| Рейтинг: 0.0/0
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем sergii на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения.
Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать,
описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.
Попался недавно в руки роман Достоевского "Бесы". Решил почитать, заценить так сказать гения. А то ведь со школы не читал его романов, а что там в школе оценишь в 16 лет ? Скажу честно - не дочитал - уйня редкостная. Писал явно шизанутый человек. Первая половина книги ни о чем. Описываются полсотни персонажей которые ходят в гости друг к другу. Запомнить их всех очень сложно. Повествование идет в стиле - встретились Иван Иванович с Федором Сергеевичем в гостях у Марины Ивановны и обсудили общего знакомого Сергея Никитича, который служил под началом Поликарпия Феропотныча ... ну и тд. и т.п. Страниц двести ни о чем. Потом со средины книжки появляются новые персонажи не связанные с первыми которые являются то ли бандитами то ли революционерами. Зачем описывались первые персонажи, почему появились вторые ? Фиг знает. Итог - роман я не дочитал. Не смог.Либо смысл оказался зарыт для меня слишком глубоко и я не смог оценить гениальность Достоевского. Либо там смысла нет и роман представляет ценность только для профессионального психиатора. Я склоняюсь ко второму. Но это естественно только мое личное мнение.
Уважаемый, я, к слову сказать, тоже прочитал роман "Бесы" буквально три дня назад (сейчас "Братья Карамазовы" читаю), прочитал за четыре дня. К стыду своему, ничего ранее из Ф.М. Достоевского кроме "ПиН" не читал. Полностью НЕсогласен с Вами. На мой взгляд, великолепное раскрытие характеров и закрученная интрига, а также искренняя боль за погибающее Отечество (из современников примерно также пишет А.А. Проханов). Только, если Вы на самом деле Басурман, то, понятное дело, такие книги не для Вас. Вы лучше Беркема почитайте.
Гоните уважаемый. Ничего вы не читали. "На мой взгляд, великолепное раскрытие характеров и закрученная интрига, а также искренняя боль за погибающее Отечество" - откуда списали уважаемый современник ? В жизни также выражаетесь красиво ? НЕ ВЕРЮ ! Современный человек практически не может читать литературу, ну так скажем написанную до 20 века. Почему ? Нуднятина. Другой ритм жизни. Подробные описания, куда вошел, что увидел, что подумал, как шелестела листва ну и.т.п. Конечно есть исключения, но все-таки в основном это так. Так вот - "Бесы" - это нуднейшая нуднятина. Неделю себя заставлял, но не одолел. Хотя книжку, если нравится читаю сразу, независимо от толщины хоть до утра, за один присест. Закрученная интрига говорите - ну-ну.
Вот как. Не буду спорить, доказывая свою начитанность. Ещё раз, читайте Беркема, ну или Иэна Бенкса. Ну или Вам, может быть, "Сталкер" больше по нраву...А про листву я в "Бесах" не помню...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]