13:35 Князь Кият Мамай и Царь Иоанн Грозный | |
Изображение предоставлено publicdomainpictures.net Генеалогическая взаимосвязь Рождественские образовательные чтения 2006 года. Выступление на секции "Родословие в истории и современной школе". 1 Февраля 2006 года по Р.Х. Всечестные отцы! Уважаемые коллеги! Любые генеалогические исследования своим архетипом имеют Библейские родословия, и в первую очередь – родословия ИИСУСА ХРИСТА в Евангелиях Апостола Матфея (Мф. 1, 1-16) – нисходящее от Авраама до Иосифа и Апостола Луки (Лк. 3, 23-38) – восходящее от ИИСУСА ХРИСТА до Адама. Именно это родословие роднит всех нас – представителей рода людского с Новым АДАМОМ через нашего всеобщего праотца Ветхого Адама. Именно поэтому для всякой человеческой законной генеалогии – родословия СПАСИТЕЛЯ есть первоначало и образец. Давний мой интерес к царским родословиям, как ветхозаветных эпох, так новозаветного времени, который реализовывался по разным аспектам этой темы в ряде моих публикаций последних семнадцати лет, выработал у меня внимание к различным, казалось бы, второстепенным деталям царственной генеалогии. Но ещё в юности после чтения заметки в каком-то научно-популярном журнале, посвященной происхождению матери Царя Иоанна Васильевича Грозного – Великой Княгини Елены Васильевны, урожденной княжны Глинской, меня поразила такая "парадоксальная" подробность: если по отцовской линии род первого Русского Царя восходит к победителю Куликовской битвы святому благоверному Великому Князю Димитрию Донскому, то по материнской линии он напрямую восходит к золотоордынскому темнику Мамаю, потерпевшему тогда сокрушительное поражение на Дону. Потом мне неоднократно попадались упоминания об этом родстве в других публикациях. Но, как правило, эти упоминания носили оттенок легендарности. Факт родства обычно преподносился как смутное родовое предание князей Глинских, якобы не имеющее строго документального подтверждения. И только при чтении известной книги Льва Николаевича Гумилёва "Древняя Русь и Великая степь" (М., 1989) мне стало известно и понятно, что это вовсе не легенда, а вполне реальная генеалогическая связь. Она непрерывно прослеживается от Мамая до Царя Иоанна. Л.Н.Гумилев ссылался на опубликованную в 1981 году статью историка А.А.Шенникова "Княжество потомков Мамая (к проблемам запустения Юго-Восточной Руси в XIV-XV веках)". Публикация же А.А.Шенникова опиралась на вполне официальный генеалогический справочник русской аристократии – на "Бархатную книгу". При этом данные "Бархатной книги" А.А.Шенников сопоставлял как с персидскими хрониками, так и с золотоордынскими или крымскими документами. Конспективно скажу следующее. После поражения на Куликовом поле Мамай бежал в Крым, в Кафу, где был убит соперниками в следующем 1381 году. Видимо, сам князь Кият Мамай был не татарского, а половецкого происхождения, но женат он был на дочери хана Бердибека из царственного рода Чингизидов. У Мамая было по крайней мере два сына. Один из них – князь Мансур Кият продолжал верховодить смешанными отрядами из черкесов, татар, славян, потомков половцев и хазар, которые проживали на части территории Черниговщины. Этот межэтнический субстрат в истории носит название севруков. С православными севруками некоторые историки – и в том числе А.А.Шенников – связывают происхождение запорожского и донского казачества. Мансур Кият Мамай был основателем трех крепостей – Глинской, Глинищевской и Полтавы. При этом последний топоним может указывать на связь с этнонимом "половец". Мансур был убит под Самарой в сражении с войсками Тимура в 1391 году. Сын же Мансура – Алекса не позже 1390 года был крещен в Киеве. Таинство Крещения совершал знаменитый святитель Киприан, митрополит Киевский и всея Руси, который с 1390 года занял Московскую кафедру. Алекса Мансурович в крещении был наречен Александром. Тогда же был крещен и внук Мансура – сын Алексы, именем Иоанн. Вот этот-то Иван Александрович добился себе в 1399 году от В... Перепечатка краткого анонса выложенного в свободный доступ материала произведена в соответствии с ч.4 ГК РФ ст. 1274 "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях". Согласно ст. 1259 ч.4 ГК РФ, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются объектом авторского права. Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.(Матф.9:9-13) | |
|
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем gaal_dev на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения.
Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать,
описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.
Всего комментариев: 0 | |