13:36 Легенда о Словене и Русе (часть 6) | |
Изображение предоставлено publicdomainpictures.net (продолжение) Вышеперечисленные эпические памятники, как и русские былины, относятся в фольклористике к эпосу П стадиального ряда. Классический эпос занимает в стадиальном плане промежуточное положение между мифологическим эпосом, сохранившимся у ряда народов мира («Калевала», «Нарты» и др.) и позднейшим социально-историческим эпосом, к которому относятся, например, украинские думы и русские исторические песни. Степень исторической конкретности от стадии к стадии возрастает.17 В науке отмечалось, что сюжетным ядром памятников классического эпоса является, как правило, историческое предание. Однако это лишь основа и эти памятники, по сути, являются результатом соединения ее с более архаичными представлениями, в частности, с наследием мифологического эпоса.18 Учитывая это, едва ли целесообразен буквалистский подход к героическому эпосу как к «устной истории» по преимуществу, едва ли не историческому документу. Это относится даже к памятникам эпоса Ш стадии, тем более к классическим формам. Необходимо учитывать и тот факт, что если эпос когда-то и был достаточно близок к непосредственно историческому преданию, то со временем все более от него удалялся. Это удаление можно проследить на материале одной из наиболее изученных эпических традиций — германо-скандинавской. Анализ исторического развития германо-скандинавской эпической традиции позволяет выстроить следующую картину. Древнейшим является мифологический эпос (эддические «песни о богах», некоторые наиболее ранние «песни о героях» — «Песнь о Велунде» и др.). В эпоху Великого Переселения народов складывается — в виде преданий о его перипетиях — сюжетная основа «нового» эпоса. Через 200 -300 лет после событий появляются первые (в основ-ном англосаксонские) записи эпических поэм, в том числе одной из наиболее ныне известных «Беовульф». Степень исторической достоверности здесь еще очень высока. Сообщаемые в англосаксонских поэмах сведения по истории, генеалогии и этногеографии настолько конкретны, что специалисты используют их наряду с хрониками и ранними разделами королевских саг как источник по политической и этнической истории европейского Севера в Y — YI веках. В то же время эти произведения — например, «Беовульф», — не поэтизация предания и не памятники «исторической» дружинной поэзии, хотя определенную связь с последней трудно отрицать. В «Беовульфе» в центре повествования уже не деяния конунга и его дружины или какого-то конкретного племени или рода, а полулегендарного и в известной степени надплеменного эпического героя, и сражается он не столько с реальными (с современной точки зрения) врагами, сколько с пришедшими из древнего мифологического эпоса чудовищами. При этом на данном этапе развития эпоса эмпирическая и «поэтическая» реальности в нем сосуществуют, почти не пересекаясь. Связующим звеном для них служит фигура главного героя, стоящая на стыке мифа и истории. Второй этап исторического развития классического эпоса нашел отражение в эддических песнях о героях I: созданных на их основе «Саге о Вельсунгах» и «Саге о Хервер». Сюжеты и самые тексты этих сказаний восходят к концу 1-го — началу 2-го тысячелетия. Здесь уже наблюдается явный отход от реальной истории. Да и сам «век героев» воспринимается не столько как начало исторического времени, сколько как самостоятельное «эпическое» время, близкое «веку богов», но и ему не тождественное. В рамках этого нового времени возможны совершенно фантастические хронологические сдвиги, так что Эрманарих, Аттила и Теодорих оказываются современниками (так они и жили в 4 – 5 веках: П.З.), вполне реальные межплеменные войны подвергаются переосмыслению на базе мифоэпической традиции и теперь уже вполне органично вписываются в повествование о деяниях эпического героя. При этом мир эпоса сохраняет реальные очертания «Германии» эпохи Великого Переселения», присутствуют некоторые вполне достоверные сведения по генеалогии и этнополптической истории, перекликающиеся с королевскими сагами. В целом эта форма классического эпоса, где мифологизированная история и историзованная мифоэпическая традиция пребывают в известном равновесии, знаменует собой расцвет эпоса данной стадии. Большая часть памятников эпоса разных народов мира, зафиксированных в древности и средневековье, может быть отнесена к этой форме. Следующий этап развития эпоса отражает немецкий героический эпос, сложившийся в дошедшей до нас форме ХП — ХШ веках («Песнь о Нибелунгах», «Кудруна» и другие поэмы, а также составленная на их основе скандинавская «Сага о Тидреке») и скандинавские «саги о древних временах». Некоторые из этих памятников являются образцами подлинно великой литературы, сохраняя при этом многое от древней традиции. Однако в целом этот этап знаменует начало деградации эпоса как эпоса героического. Усиливается влияние других фольклорных жанров, в том числе волшебной сказки, и в то же время ли... Перепечатка краткого анонса выложенного в свободный доступ материала произведена в соответствии с ч.4 ГК РФ ст. 1274 "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях". Согласно ст. 1259 ч.4 ГК РФ, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются объектом авторского права. | |
|
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем gaal_dev на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения.
Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать,
описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.
Всего комментариев: 0 | |