14:53 Муром – каким он был, и каким я его увидел (часть 1) | |
Изображение предоставлено publicdomainpictures.net Озеро Свято, муромская глушь. Стояли три сосны Муром – каким он был, и каким я его увидел В сентябре 2003 года ученый-востоковед Павел Петров, мой хороший товарищ, сделал мне и моим коллегам, специалистам по восточной нумизматике, прекрасный подарок – он (по сути один) организовал Вторую международную нумизматическую конференцию, посвященную монетам монгольских правителей. Первая конференция была в 2001 году в Саратове, но тогда ее спонсировали, на этот раз спонсоров не нашлось, однако, конференция все равно состоялась. Ее итоги еще предстоит оценить, хотя уже понятно, что она стала поворотным моментом в российской восточной нумизматике. Мой же нынешний рассказ – не о конференции как таковой, а о городе Муроме, в окрестностях которого она проходила. Благодаря любезности организатора, мы могли детально ознакомиться с древним Муромом, и я не могу не поделиться своими новыми знаниями с читателями сайта. Я также хотел бы выразить благодарность сотрудникам Муромского музея, которые сопровождали нас в прогулке по городу: без их комментариев написание этих записок было бы невозможно. Предыстория города, его имя, основание. Под властью Киева. Село Карачарово, откуда происходит Илья Муромец – древнейшее место в окрестностях Мурома, заселенное людьми. Еще в 1877 году граф Уваров раскопал тут стоянку времен палеолита, возраст которой – 12 тысяч лет. Остатки эпохи неолита так многочисленны, что, например, при углублении русла Оки непосредственно у города недавно найдены многочисленные орудия этого времени, и в таком количестве, что их можно было собирать, даже не будучи знатоком древностей. Тоскуя возле понтонного моста, по которому мы попадали в Муром (конференция проходила в доме отдыха в 30 км от Мурома, формально уже на территории Навашинского района Нижегородской области; движение по мосту затруднено, так что приходилось ждать очереди; рисунок 1) я собрал в песках по берегам Оки несколько "странно оббитых” камней, однако, мне не повезло: специалисты Муромского музея не признали в них неолитических орудий. Ока дарит и другие подарки – недавно из реки вынули пень дуба, которому, когда он попал в воду, было 300 лет, да еще столько же он пролежал на дне. Ныне дуб выставлен во дворе Муромского музея. Он не только видел Ивана Грозного, он, может, и основание города застал (рисунок 2). Про такие деревья, которые находили и раньше, говорят, что они – из тех самых, которые покидал в реку Илья Муромец, когда пробовал свою силу и очищал землю своих родителей от "сорняков”. Об Илье мы еще поговорим очень подробно. Племя мурома было первым насельцем этих мест, и, вероятно, автохтонным. Никто не поручится, что остатки древнекаменного века относятся к деятельности муромы, поскольку применительно к палеолиту о нациях и народах вообще говорить не принято, но неолитические орудия уже считаются изделиями муромы. Имя племени в популярной литературе расшифровывается как "живущие на суше”, поскольку так написано в старом словаре Брокгауза, но на самом деле это толкование уже отброшено, как и другое, якобы от финно-угорского глагола "петь”; такие, мол, люди были веселые, все пели. Народная этимология связывает имя "Муром” с древнерусским словом "муравль”, то есть "мрамор”, объясняя дело так, что городские стены строили из мрамора. Как установил недавно А. Альквист (см. сб. "Уваровские чтения”, 3-й том, Муром, 2001), название города и народа, которое имеет, на самом деле, массу аналогий вплоть до Финляндии (включая, возможно, город Мурманск) расшифровывается из финно-угорских языков как "возвышенное место у воды”, что вполне соответствует местоположению Мурома. Исследователь предполагает, что сначала так назывался город, который построило себе племя, а после уже по городу – и само племя назвалось. Мы, в свою очередь, отметим, что у всех угро-тюркских народов Поволжья определение "горный” часто входит в состав этнонима ("горны... Перепечатка краткого анонса выложенного в свободный доступ материала произведена в соответствии с ч.4 ГК РФ ст. 1274 "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях". Согласно ст. 1259 ч.4 ГК РФ, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются объектом авторского права. Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.(Матф.9:9-13) | |
|
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем gaal_dev на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения.
Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать,
описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.
Всего комментариев: 0 | |