13:33 Наш светский религиозный кризис | |
Изображение предоставлено publicdomainpictures.net Куда ни посмотри, смысловые структуры знания рушатся на глазах. Биология подрывает традиционные понятия сексуальности, воспроизводства и смертности. Компьютерные технологии меняют сам образ мышления людей. Критерии нравственности размываются. Так почему этот кризис должен был обойти стороной религию? И если некоторые люди находят в вере убежище от действительности, можно ли их в этом винить? Но на деле значение утрачивает само прежнее разделение на светское/религиозное. Человечество напоминает корабль без руля и ветрил, который несет бурное море. Однако ... Религия переживает кризис - по крайней мере, так утверждают ее критики. Список претензий известен всем. Основные постулаты ислама оправдывают убийство. В Римско-католической церкви сексуальные скандалы следуют один за другим. Основные протестантские конфессии занимаются самоуничтожением, ведя баталии вокруг гендерной идентичности. Евангелисты запечатали себя в янтаре дарвиновской теории. Конфликты на Ближнем Востоке подпитываются фанатической верой в то, что государственные границы проводятся рукой божией. Религия «переходит к обороне» по всему фронту, а теология как интеллектуальная дисциплина погрязла в догматизме. Как правило, эти проблемы противопоставляются нерелигиозной («светской») культуре, где вроде бы все обстоит отлично. Знание логично систематизировано. Интеллектуальные сокровища прошлого передаются новым поколениям. Образовательные институты исправно выполняют свою просветительскую функцию. Государство служит общественному благу. Демократия распространяется. Семья по-прежнему крепка. И как же нам приятно думать, что все так и есть. Одна из причин, по которым религия подвергается такому поношению, состоит в том, что религиозные импульсы четко выявляются и легко развенчиваются - даже теми, кто их разделяет. Пророческая традиция - представленная в первую очередь (но не только) Библией, создающей пророкам как доброе имя, так и дурную репутацию - составляет основу всех великих религий. Общепринятые духовные ценности - это самокритика, исповедь, покаяние и совершенствование. На деле критика религии начинается с самой религии (к примеру, не далее как на прошлой неделе Папа Бенедикт XVI мужественно признал наличие «греха в самой церкви»). Но проблемы, с которыми сталкивается человечество - и сегодня в особенности - отнюдь не исчерпываются тем, что происходит в церквах, храмах и мечетях. Сосредоточивая внимание на недостатках религии, мы не замечаем изъянов нашей культуры в целом. А ведь сейчас одновременно терпят крах два основополагающих светских мифа, 200 лет определявшие суть западной цивилизации - социалистический идеал равенства и национальная идея как организующее начало. Одна из этих опор концепции «современности» уже рухнула, вторая - сильно расшатана. Возьмем идеал равенства. В эпоху революций - от Американской и Французской в 18 веке до Русской и Китайской в 20-м - утверждались принципы человеческого достоинства и прав личности. Даже несмотря на все потрясения, связанные с индустриализаций, урбанизацией и международной миграцией, несмотря на преступления Сталина и Мао, результатом этого процесса было резкое выравнивание уровней экономического благосостояния, превращение огромного количества рабочих и крестьян в собственников и стирание классовых различий. Однако сегодня итоги этой революции аннулируются - как в мировом масштабе, в результате массового обнищания людей, так и в развитых странах, где возникновение новых элит ведет к резкому обострению неравенства. Некогда благородная идеология социализма мертва. А само это понятие в политическом лексиконе превратилось в бранное слово. В светскую эпоху, сопровождавшуюся вытеснением религии, ее функции в качестве источника смысла, цели в жизни и высшей силы во многом взял на себя националистический миф. Суверенное государство стало главным источником национальной идентичности... Перепечатка краткого анонса выложенного в свободный доступ материала произведена в соответствии с ч.4 ГК РФ ст. 1274 "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях". Согласно ст. 1259 ч.4 ГК РФ, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются объектом авторского права. Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.(Матф.9:9-13) | |
|
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем sergii на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения.
Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать,
описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.
Всего комментариев: 0 | |