Понедельник, 29.04.2024, 13:06
Приветствую Вас Гость | RSS
Календарь
«  Ноябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

SP

Форма входа

Это интересно
LF:
Нечто
Статистика

Рейтинг@Mail.ru


ML

Главная » 2011 » Ноябрь » 13 » О русских и Российском Кавказе
15:19
О русских и Российском Кавказе

Изображение предоставлено publicdomainpictures.net

И.В.Савченко, к.соц.н., доцент, зам. заведующего кафедрой социологии и психологии управления по НИР (ГУУ)

Сегодня много и по-разному говорят о Северном Кавказе. Выросла целая плеяда маститых ученых, политиков, журналистов, которые специализируются исключительно на Юге России. Такой интерес понятен и очевиден: здесь происходят очень болезненные, но при этом не лишенные исторической яркости события. Поднимаются очень важные темы: терроризм, сепаратизм, религия, экономика, коррупция, межнациональные отношения и так далее. Это действительно очень важные проблемы, в которых нужно разбираться, о которых необходимо говорить.

Но есть проблема, о которой как-то не очень принято говорить. Хотя это проблема носит принципиально важный характер для сохранения и развития российского Кавказа. Я говорю именно о российском Кавказе, то есть о Кавказе, имеющем вполне определенную политическую принадлежность и ориентацию. Это проблема русского населения.

Не то, чтобы об этой теме не говорят. Нет, выходят очень интересные журналистские репортажи, публикуются замечательные научные исследования, даже слышны отдельные выступления политических деятелей. Но в общем потоке информации о Северном Кавказе проблематика русского населения теряется и становится малозаметной.

История Северного Кавказа последних лет превратилась в глазах публики в историю кавказцев. Это опасное заблуждение! Причем страдают им в первую очередь сами русские, так как в среде кавказцев такое заблуждение все же не так распространено.

Не совсем понятно, почему так происходит. Не хочется думать, что кто-то нарочно «закрывает» тему русских на Кавказе, понимая ее актуальность. Скорее действует банальная самоцензура, действует по принципу «Как бы кто чего не подумал!» Но, видимо, те, кто так рассуждает, не в полной мере понимают остроту проблемы. И вот с этого места подробнее.

Во-первых, русские – это крупнейший этнос Северного Кавказа. Если говорить об СКФО, то численность русских составляет почти 3 млн. человек. Взяты данные переписи населения 2002 года, и в настоящее время общая численность русских изменилась, как изменилось и число русских проживающих в северокавказских республиках (в 2002 году их было 706 тысяч человек). И тем не менее русские остаются самым большим народом на российском Кавказе. Можно ли говорить о проблемах региона и не касаться крупнейшего регионального этноса?

Во-вторых, можно, конечно, зажмурить глаза и записать всех разом в новую историческую общность «российский народ», записать просто по месту рождения. Но здравый смысл и окружающая действительность говорит, что это не так. Мы разные. У нас разный родной язык, мы по-разному молимся, у нас различные идеалы, непохожая внешность. Критическая ли это разность? Нет! Нет, эта разность не критическая. Но не потому, что мы народы России все такие уж гуманисты, и именно нам доступно священное сокровище добрососедства. Наша разность является не критической, потому что многие поколения наших предков пробами и ошибками научились уживаться вместе. Мы притерлись! В той или иной степени выучили обычаи друг друга. Сформировали общие традиции и обычаи. У нас есть наши общие победы вне зависимости от того, какой мы национальности.

Но при этом не стоит упрощать все лишь до уровня бытовых контактов и народной дипломатии. Когда говорят о той или иной степени близости народов, говорят об их интегрированности в единое языковое, социальное, политическое, культурное и экономическое пространство. Для такой сложной интеграции не достаточно совместного проживания и народной дипломатии. Интеграция происходит на основе языка, баланса интересов и ценностей, понятных и более или менее принимаемых гражданами страны, независимо от их этнической принадлежности. Помимо этого необходим интегратор, то есть социальная или этническая группа, которая может (или смогла бы) обеспечить распространение эти...



Перепечатка краткого анонса выложенного в свободный доступ материала произведена в соответствии с ч.4 ГК РФ ст. 1274 "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях". Согласно ст. 1259 ч.4 ГК РФ, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются объектом авторского права.

Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.(Матф.9:9-13)

Категория: Политика | Просмотров: 2050 | Рейтинг: 0.0/0

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем sergii на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать, описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]