Изображение предоставлено publicdomainpictures.net
Недоверие в обществе заставляет людей делать выбор в пользу усиления госрегулирования, утверждает квартет экономистов, состоящий из Филиппа Агийона, Янна Алгана, Пьера Каюка и Андрея Шлейфера в новой статье журнала «Quarterly Journal of Economics»
Почему люди в странах с низким качеством государственного управления ратуют за большее участие государства в экономике? В этом пытались разобраться профессора Гарварда Шлейфер и Агийон, профессор Science Po Алган и профессор Ecole Polytichnique Каюк в готовящейся к публикации статье «Регулирование и недоверие» в журнале «Quarterly Journal of Economics».
Множество межстрановых исследований, посвященные госрегулированию экономической жизни, показывают одну и ту же картину: уровень госрегулирования связан с уровнем доверия в обществе. Причем эта связь «сильная» и — отрицательная. Возникает вопрос: почему в странах, где так мало доверия людей друг к другу (персональное доверие), людей к своим коллегам (организационное), и людей к базовым институтам (институциональное), так много регулирования со стороны государства?
Что такое хорошо и что такое плохо
Чтобы ответить на эти вопросы, профессора американских и французских университетов разработали простую модель, которая должна объяснить негативную корреляцию, наблюдаемую во многих работах других экономистов и в их собственных расчетах.
Доверие квартет экономистов предлагает рассматривать в качестве убеждений, которые формируются в семьях относительно должного (авторы используют неологизм «civicness») и недолжного поведения. Именно «первичная ячейка общества», пишут экономисты, закладывает моральные нормы у любого человека, а также учит толерантности, независимости и т.п.
Семья — семьей, однако, в полном соответствии с принципами экономического индивидуализма, каждый человек выбирает для себя путь: поступать, согласно «должному» или «недолжному» образцу. Влияние, которое на индивида оказывается в других социальных институтах (от школы до работы), они не рассматривают по одной причине — это слишком сложно для математического моделирования. Однако такое влияния они признают «бесспорным».
Помимо этого, в используемой модели каждый человек делает выбор между занятием предпринимательской деятельностью и службой у государства. И в этой роли он может либо «вершить добро», либо «вершить зло». Оттенки исключаются. Индивид, избравший плохую (в статье буквально — «нецивилизованную») стезю бизнесмена или чиновника, производит негативные экстерналии (вредит окружающим, ворует, дает или берет взятки).
Человек ищет, где лучше, рыба — где глубже
В каждой стране хороших или плохих людей, согласно модели, должно быть очень много или очень мало. В «нормальной» ситуации (хорошие бизнесмены и такие же чиновники) люди ожидают, что будет низкий уровень госрегулирования экономической деятельности и низкий уровень коррупции — ведь все ведут себя «хорошо».
Но если люди допускают, что они могут жить в сообществе людей нецивилизованных, то они ратуют за большее регулирование и ожидают, что коррупции будет «очень много». Во втором случае предпринимательская активность должна быть ниже, потому что препоны бюрократов создают проблемы для бизнесменов.
Таким образом, в каждой стране складывается одно из двух равновесий: «хорошее» — все порядочны, значит, мало регулирования и коррупции, высокая бизнес-активность — и «плохое», когда все диаметрально противоположно первому случаю. Но если сложилось «плохое» равновесие, то ведь кто-то должен ограничить простых потребителей от «деляг», производящих огромное количество негативных экстерналий (от загрязнения окружающей среды до подсовывания ненадлежащего качества товаров). И кто это будет делать? «Чинуши», доверия к которым, отмечают авторы, у населения тоже нет (что подтверждается эмпирически).
У таких модельных людей есть одно право в обеих ситуациях...
Перепечатка краткого анонса выложенного в свободный доступ материала произведена в соответствии с ч.4 ГК РФ ст. 1274 "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях".
Согласно ст. 1259 ч.4 ГК РФ, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются объектом авторского права.
Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним.
И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его:
для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные,
пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.(Матф.9:9-13)
|