13:51 От Российской империи к русскому демократическому государству (часть 1) | |
Изображение предоставлено publicdomainpictures.net Национальное государство - нормальная, во всяком случае для Европы Нового времени, форма существования и государств, и наций. В XIX и XX веках оно было «энтелехией» таких великих процессов, как объединение Германии и Италии, распад Османской империи и Австро-Венгрии, приобретение независимости многими народами и странами. «Право наций на самоопределение» - один из великих лозунгов Нового времени. Сила лозунга была колоссальна, ибо справедливость этого права неоспорима, а его неразрывная связь с другими демократическими правами очевидна. Как и все великие идеи, этот лозунг привел к пролитию рек крови, ибо его претворение в жизнь предполагало распад империй, гибель и рождение государств, перекройку границ. Когда начинается выяснение того, является ли данная этническая группа нацией и какова ее национальная территория, тут же, естественно, возникают проблемы, решаемые отнюдь не в результате научных дискуссий. Нации с большим энтузиазмом и пафосом говорят о праве самоопределения для себя, но тут же забывают о нем, когда речь заходит о других народах или меньшинствах, живущих на их собственных территориях. Самый страшный пример - гитлеровская Германия, без какого-либо перерыва перешедшая от требования самоопределения для немецких национальных меньшинств, дискриминируемых в иных государствах, к закабалению и уничтожению других народов. А из свежих примеров можно упомянуть Сербию, требовавшую самоопределения для сербов в Хорватии и Боснии, но отрицавшую аналогичное право для живущих в Сербии косоваров. Или Россию, силой подавившую чеченский сепаратизм, но отстоявшую, тоже насилием, право на самоопределение осетин и абхазов Грузии. С распадом Югославии и Советского Союза принцип национальных государств в Европе почти претворен в жизнь. Крупных европейских наций, которые не имели бы своей государственности, больше нет. Но одновременно этот принцип утратил былую силу. Во многом потому, что в основном реализован. И потому, что в памяти людей продолжают жить те войны, которыми сопровождалась его реализация. И потому, наконец, что в Европе победили демократия и интеграция. В демократическом обществе этническое меньшинство может иметь очень большие права в рамках инонационального государства, а национальные суверенитеты и национальные самосознания в процессе европейской интеграции ослабляются и размываются. Достижение полной независимости Шотландией или Каталонией уже не возбуждает того энтузиазма, который некогда вызывала борьба за объединение Италии или освобождение Болгарии. Ибо при демократии в Великобритании и Испании шотландцы и каталонцы пользуются реальной автономией, а независимые Шотландия и Каталония все равно войдут в Европейский союз и подчинятся решениям, принимаемым в Брюсселе и Страсбурге. В Европе произошла смена «энтелехий» развития. Национальное государство сменилось в этом качестве наднациональной европейской общностью. Россия - страна «догоняющего развития», которая переживает в XXI веке процессы, пережитые другими странами в XIX - начале XX веков. Она вынуждена строить то, что в иных местах не только построено, но уже перестраивается. Для России национальное демократическое государство по-прежнему продолжает оставаться принципом развития. Российская Федерация - и не реальная демократия, и не национальное русское государство. Это остаток, «огрызок» российской и советской империи, скрепляемый имитирующей демократию авторитарной властью. И русское самосознание еще не вышло до конца из кокона имперского и советского самосознаний. Это - болезненное самосознание, мечущееся между имперским шовинизмом и реваншизмом и русофобским самоуничижением и страхом национально-государственного распада. В данной статье я хотел бы остановиться на причинах той особой трудности и незавершенности, с которой сталкивается становление русского национального самосознания и русского национального государства, а также попытаться представить себе его завершение. *** Российская империя - государство, возникшее на основе русского этнического... Перепечатка краткого анонса выложенного в свободный доступ материала произведена в соответствии с ч.4 ГК РФ ст. 1274 "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях". Согласно ст. 1259 ч.4 ГК РФ, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются объектом авторского права. Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.(Матф.9:9-13) | |
|
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем gaal_dev на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения.
Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать,
описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.
Всего комментариев: 1 | |
| |