10:59 От Укека до Саратова | |
Изображение предоставлено publicdomainpictures.net Вторая половина XIII века характеризовалась интенсивной городской колонизацией Поволжского региона. За какие-то 50-60 лет, в волжской степи возникло несколько десятков городов (Егоров, 1985, с. 94-119). По многим параметрам эти новообразованные города превосходили западноевропейские, причём не только в роскоши жизни господствующих слоёв, но и в жилищно-бытовых условиях для рядовых жителей (Кульпин, 2001, с.81). К данному периоду относится появление первого города в Саратовском Поволжье. Это – город Укек. Остатки его, именуемые археологами Увекским городищем, находятся на правом берегу Волги, на южной окраине современного Саратова. Большинство исследователей склоняется к мнению, что Укек является одним из ранних городов Золотой Орды. Он был основан в конце 40-х – начале 50-х годов XIII века, практически одновременно со столицей Джучиева улуса - Сараем. Предположение, что французский монах Гильом Рубрук в 1253 году посетил на Волге строящийся город Укек, подтверждается и «Книгой» знаменитого Марко Поло (Горнунг, 1997, с. 116, 193). Следует отметить, что Укек был не единственным поселением в данном районе. В пору расцвета Золотой Орды в округе Укека располагалось около 50 поселений различной величины, некоторые из них – в черте современного Саратова (Недашковский, 2000, с. 113-127). Вместе с Укеком эти поселения составляли крупный мегаполис, расположенный в Саратовской котловине по обе стороны Волги. Именно здесь, на фундаменте золотоордынских поселений, в 1590 году был заложен русский укреплённый посёлок – Саратов. На первый взгляд может показаться, что золотоордынский Укек и российский Саратов случайно оказались на одной территории и между ними нет преемственной связи. В самом деле, между гибелью Укека (конец XIV века) и основанием Саратова прошло изрядное время – два столетия. За это время от благоустроенного, красивого города Укека мало что осталось. Может ли в таком случае идти речь о «фундаменте» для нового города Саратова? При рассмотрении данного вопроса полезно обращение к истории других стран и городов. Известно, например, что современный город Иерихон не является прямым наследником библейского Иерихона. Ереван по времени отстоит от древнего Эребуни более чем на тысячу лет. Современный Самарканд и античная Мараканда нередко воспринимаются как разные города. Территориальное расположение этих городов, как и их названия примерно совпадали, но хронологически они относились к разным эпохам. Следует отметить, что никто на этом основании не отрицает исторической преемственности древних и средневековых городов. По-иному обстоит дело с Укеком и Саратовом. В местном историческом краеведении когда-то утвердилось и продолжает сохранять прочные позиции представление, что Саратов возник и развивался вне связи с золотоордынским Укеком. История Укека, таким образом, выносится за рамки истории Саратова. Для большинства саратовцев Укек, этот некогда цветущий крупный город, в котором мирно уживались мусульмане и православные, монгольские вельможи, тюркские купцы и ремесленники-славяне, продолжает оставаться чужим, в лучшем случае – непонятным, неизвестным городом, фактически – «белым пятном». Не в этом ли укоренившемся в историческом сознании российского общества стереотипе находятся причины того небрежного, нехозяйского, можно даже сказать – варварского отношения к Увекскому городищу, которое наблюдается на протяжении нескольких столетий? Развалины дворца, которые путешественники видели ещё в конце XVIII века, и других сооружений Укека, утеряны навсегда; из бесценных сокровищ Увекского городища лишь малая часть попала в музеи, а большая часть этих сокровищ расхищена, ушла под воды Волгоградского водохранилища, бесследно исчезла… И всё-таки, пусть и с опозданием, историческая память и историческая справедливость должны быть восстановлены. Непродуктивная историографическая традиция, связанная с искусственным разрывом преемственной связи между Укеком и Саратовом, должна быть преодолена. Рассматриваемый стереотип во м... Перепечатка краткого анонса выложенного в свободный доступ материала произведена в соответствии с ч.4 ГК РФ ст. 1274 "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях". Согласно ст. 1259 ч.4 ГК РФ, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются объектом авторского права. Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.(Матф.9:9-13) | |
|
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем gaal_dev на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения.
Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать,
описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.
Всего комментариев: 0 | |