Пятница, 03.05.2024, 19:08
Приветствую Вас Гость | RSS
Календарь
«  Февраль 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28

SP

Форма входа

Это интересно
LF:
Нечто
Статистика

Рейтинг@Mail.ru


ML

Главная » 2011 » Февраль » 24 » Политтехнологии и Пиар. Когнитивный диссонанс
11:24
Политтехнологии и Пиар. Когнитивный диссонанс

Изображение предоставлено publicdomainpictures.net


Одной из популярнейших пропагандистских технологий является когнитивный диссонанс. По Л. Фестингеру, — это внутренние противоречия, возникающие в сознании человека между различными когнитивными элементами. Причём в теории диссонанса под когнициями подразумеваются: элементы эмпирического знания, установки и самое главное — убеждения. Между когнициями могут существовать отношения трёх типов: консонансные, диссонансные и нерелевантные. К примеру, когниции «мне нравится вкус сигарет» и «курение успокаивает» консонансно когниции «Я курю», диссонансно когниции «курение вызывает рак лёгких» и нерелевантно когниции «идёт дождь». Как отмечает М.В. Киселёв, важнейшее положение теории диссонанса гласит: одним из способов избавиться от когнитивного диссонанса, заставить когниции консонировать, является смена поведения, если оно само по себе служит источником диссонансных когниций. Но самое важное то, что когда поведение противоречит установкам и не поддаётся изменению, можно влиять на установки человека через поведение.



По Зимбардо Ф. и Ляйппе М. теория Фестингера предполагает у людей наличие потребности в сохранении внутренней согласованности когнитивной схемы. Итак, диссонанс — это состояние аверсивного побуждения, мотовирующее действия, имеющие целью снижение диссонанса до восстановления соответствия (консонанса) между отдельными когнициями.

Почепцов Г.Г. продолжает, что именно на когнитивном диссонансе построен метод «промывания мозгов». Интересен пример того, как китайские коммунисты обрабатывали американских военнопленных во время корейской войны: «Пленных часто просили делать антиамериканские и прокоммунистические заявления в настолько мягкой форме, что эти заявления казались не имеющими значения («Соединённые Штаты не совершенны», «В социалистических странах нет безработицы»). Но, подчиняясь этим минимальным требованиям, пленные американские солдаты подталкивали самих себя к выполнению более существенных требований. При этом человека, который только что согласился с тем, что Соединённые Штаты не совершенны, можно спросить, почему, по его мнению, это так. Далее этого человека можно было попросить составить список «проблем американского общества» и подписаться под ним. Потом его можно попросить ознакомить с этим списком других пленных. К завершению обработки этому человеку можно предложить написать статью на данную тему. Затем, после всей этой промывки мозгов "… Пленные слушали лекции о победе против империализма в корейской войне. Но любая проблема решалась не с помощью силы, а путём дискуссии… Часть дня посвящалась личной критике их поведения, привычек, что напоминает вариант психотерапии. В результате человек, покидавший лагерь, нёс в себе набор новых для него ощущений...". Такой реальный «подопытный» из западного мира отмечал: «Когда я покидал Китай, у меня было странное чувство: теперь я еду в империалистический мир. Никто не будет заботиться обо мне. Я буду безработным и потерянным — все будут смотреть на меня как на преступника. В то же время я считал, в моей стране есть коммунистическая партия. Я приеду из коммунистического мира; они будут знать, что меня подвергли перевоспитанию. Возможно, они захотят оказать мне поддержку». Неплохая обработка?

Отмечу, что Дж. Браун выделяет в методике «промывания мозгов» десять этапов. Первый этап — смена идентичности. К пленному обращаются по его лагерному номеру. Человек превращается в ребёнка с его сильной зависимостью от окружения.

Второй этап — установление вины. Пленный начинает считать, что это не его «учителя» виноваты в его страданиях, а он сам.

Третий этап — самопредавание. Пленный предаёт своих друзей, организацию, в которой работал, полностью изолируется от своего прошлого.

Четвёртый этап — тотальный конфликт и базовый страх. Пленный панически боится полной потери своей индивидуальности.

Пятый эт...

Перепечатка краткого анонса выложенного в свободный доступ материала произведена в соответствии с ч.4 ГК РФ ст. 1274 "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях". Согласно ст. 1259 ч.4 ГК РФ, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются объектом авторского права.

Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.(Матф.9:9-13)

Категория: Наука и техника | Просмотров: 1824 | Теги: пропаганда, промывка мозгов, манипуляция сознанием, когниции, когнитивный диссонанс | Рейтинг: 0.0/0

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем gaal_dev на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать, описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]