Воскресенье, 05.05.2024, 08:10
Приветствую Вас Гость | RSS
Календарь
«  Апрель 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

SP

Форма входа

Это интересно
LF:
Нечто
Статистика

Рейтинг@Mail.ru


ML

Главная » 2010 » Апрель » 12 » Польский гонор
18:44
Польский гонор

Изображение предоставлено publicdomainpictures.net


Поляков от русских (at mass, естественно) в первую очередь отличает отношение к индивидуализму и к коллективизму. Русские давно это заметили и отметили: Пушкин в "кичливом ляхе", Достоевский в "гоноровом пане" и в других своих гордых "полячишках".

Поляки отплачивали нам тем же. Бронислав Трентовский писал: "Тот, кто намерен жить в России, пусть уверует в московский ум, пусть наберется азиатских понятий [...] Ибо горе, горе тому, кто не обладает московской душой и по-польски глуп! Произведен будет такой сукин сын, бунтовщик и мятежник, в солдаты или сослан пешком в каторжную работу в Сибирь. И закончит жизнь на Нерчинских заводах".

Разницу в нашей культурной запрограммированности наглядно видно в призывах, за что бороться: у русских - "За Бога, Царя и Отечество" (в сталинское время - "За Родину! За Сталина!"); у поляков - "За Бога, Гонор и Отечество" (в "польском социализме": "за Гонор и Отечество").

Именно этот "гонор", в русском сознании, как правило, неположительный, заносчивый, не отождествляемый с честью, является основой польской культурной запрограммированности. Это благодаря гонору польского мужика не удалось в Польше построить колхозы, благодаря "гоноровым панам" (конечно, не без подпитки из-за рубежа) возникла польская "Солидарность" и рухнул в Польше коммунизм.

В 1980-е годы многим полякам казалось, что, в отличие от русских, они постигли суть и ценности "европейского достойного Я". В своей знаменитой книге "Этика солидарности" польский философ, ксендз Юзеф Тишнер говорит о солидарности как об этическом движении. Солидарность не является для него ни понятием, ни готовой этической теорией. "Этика солидарности, - говорит Тишнер, - хочет быть этикой совести. Она предполагает, что человек обладает совестью как прирожденным "этическим чувством", во многом независимым от разных этических систем. Совесть в человеке - самостоятельная реальность, наподобие разума и воли. Человек может упражнять волю и разум, но может и забросить упражнения, может слушать свою совесть, но может и отречься от нее. Совесть - это голос, звучащий в человеке. К чему призывает он сегодня? Прежде всего к тому, чтобы человек хотел иметь совесть".

Казалось бы, что здесь нового для русского человека? Не о том ли говорил еще Достоевский? Ведь Мы-община (коллектив, класс, народ, Евразия, соборность) - это основа "русского" миросозерцания. Чем Евросоюз, где солидарное Мы, по крайней мере в теории, - основа общежития, отличается от Евразии?

Разница существенная! Солидарное Мы, в отличие от русской общины, не поглощает свободного, пусть даже гордого (с гонором) Я.

На русское соборное Мы, неприемлемое для поляков, в России работали целые поколения. Философ А.С. Хомяков, противопоставляя свой идеал западному мышлению, писал: "В Европе [...] не допускают ничего истинно-общего, ибо не хотят уступить ничего из прав личного произвола". Горький говорит: "Все несчастья начались от того, что первая человеческая личность оторвалась от чудотворной силы народа... и сжалась от страха, перед одиночеством и бессилием своим... "Я" - злейший враг человека".

Формулируя этику солидарности, Тишнер предполагал, что ей не нужен враг. Десять лет спустя он осознал свою ошибку. В 1990 году он писал: "Надо ясно сказать: этика солидарности уже не в состоянии охватить и разъяснить все вырисовывающиеся конфликты. Ибо что говорила эта этика? Она говорила, что нам надо быть вместе, действовать без применения силы, что этика должна стоять выше политики. Все это было ясно, когда был враг. <...> Когда враг исчез, наше "вместе" расползлось."

Теперь поляки конвульсивно хватаются за все их окружающее, пытаясь найти нового врага. Потому что иначе, без врага, вся польская "солидарность" оказалась пустым звуком. Поляки...

Перепечатка краткого анонса выложенного в свободный доступ материала произведена в соответствии с ч.4 ГК РФ ст. 1274 "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях". Согласно ст. 1259 ч.4 ГК РФ, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются объектом авторского права.

Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.(Матф.9:9-13)

Категория: История | Просмотров: 3043 | Теги: паны, Польский гонор, крах, ляхи, русские, россия, пшеки, Польша, поляки, катастрофа | Рейтинг: 5.0/1

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем bbird на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать, описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Всего комментариев: 3
1 FAS  
0
Все зависит от того, какой смысл вкладывать в слова.
Буквальное значение польского слова "honor" [xɔnɔr] - честь
1 godność, dobre imię 1 Честь, доброе имя
bronić swojego honoru Отстаиваить свою честь
2 zaszczyt, powód do dumy 2 Заслуги, повод для гордости
dać komuś słowo honoru - Дать кому-то честное слово
uroczyście kogoś o czymś zapewnić (дать клятву, торжественно пообещать)
Słowo honoru! - Слово чести!
naprawdę! (правда, т.е. подтверждение)
przyjąć kogoś z honorami - Принять с почестями
okazać komuś szacunek i poważanie (отдать дань уважения и т.п.)

2 sergii  
0
Да. Но почему у нас он в контексте Панты а у поляков Честь.
Странно малёхо. Может быть у них честь пантовая?

3 FAS  
0
Представители очень многих наций считают себя исключительными.
Примеров тому несть числа. Некоторые отвоевывают себе место под солнцем, абсолютно не считаясь с мнением соседей. На фоне подобного отношения РФ с большинством стран ближнего зарубежья отнюдь не радуют, т.к. от российско-польских они мало отличаются. А разбирать польский менталитет в данный момент считаю неуместным.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]