Суббота, 27.04.2024, 17:09
Приветствую Вас Гость | RSS
Календарь
«  Январь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

SP

Форма входа

Это интересно
LF:
Нечто
Статистика

Рейтинг@Mail.ru


ML

Главная » 2011 » Январь » 10 » Прибалтика. Вспоминая предвоенные годы (часть 1)
20:55
Прибалтика. Вспоминая предвоенные годы (часть 1)

Изображение предоставлено publicdomainpictures.net

Оккупационная доктрина, принятая в странах Балтии, служит юридическим основанием для решения целого ряда как практических, так и идеологических проблем. На ее основе происходит дискриминация сотен тысяч постоянных жителей этих стран (ограничения на занятие должностей, лишение права участвовать в парламентских выборах в Эстонии, а в Латвии помимо этого - и в местных выборах), выдвигаются финансовые претензии к России.

Была ли оккупация или ее не было - вопрос, который сегодня активно дискутируется, во многом искусственный, противоречащий здравому смыслу. Действительно, что это за оккупация, когда власть не только никак не ущемила прав "оккупируемых" по сравнению с правами "оккупантов", не ввела никакого "оккупационного режима" на их территории, не назначила сюда в качестве военной администрации своих генерал-губернаторов (как это делала, например, Германия, назначив на оккупированных территориях гауляйтеров), не ввела других соответствующих оккупационному режиму атрибутов, а решение о вступлении в СССР приняли в 1940 году легитимные органы власти - парламенты Латвии, Литвы и Эстонии, избранные на основе существующих в этих странах государственных законов. В отличие, кстати, от решений о независимости этих республик в 1991 году, которые были приняты их Верховными Советами, то есть органами "оккупационного режима", что переводит дискуссию об оккупации в плоскость политического курьеза.

Что это за оккупация, когда в ее результате Литва получила более 30% своей нынешней территории и ей была возвращена ее древняя столица - Вильнюс. И наконец, что это за оккупация, когда "оккупанты" последовательно осуществляют преимущественное инвестирование "оккупированных" территорий и повышение уровня жизни их населения в ущерб собственному народу, развивают там национальную культуру, безразлично наблюдая, как деградирует собственная? Например, "оккупированная" Латвия с населением в 2,5 млн. человек получала в советское время из госбюджета в три раза больше, чем Воронежская область с населением в 2,6 млн. человек. В советской Прибалтике был не только самый высокий уровень доходов, но и условия жизни здесь были более комфортными, чем в других регионах Советского Союза, даже давление идеологического пресса ощущалось значительно меньше.

Опережающее развитие национальных республик и автономий было стратегической линией Центра в Советском Союзе. Так, в соответствии с Законом о бюджете СССР еще в первое послевоенное десятилетие Россия оставляла у себя 50% полученных ею доходов, Украина и Белоруссия - по 55%, а все остальные республики - по 100% да еще получали субсидии из Центра. И это осуществлялось в то время, когда республики-доноры, понесшие наибольший урон во время Второй мировой войны, восстанавливали свою экономику.

В этой стратегической линии, естественно, была и кадровая компонента. Для хозяйственного развития Прибалтики были необходимы трудовые ресурсы. В те времена, чтобы их задействовать, существовал оргнабор, посредством которого в Прибалтийских республиках оказались десятки тысяч жителей соседних областей - Псковской, Ленинградской и Новгородской. Но, согласно Конфуцию, необходимо "выпрямить" понятие: русские прибыли сюда не как оккупанты, а как строители, производственники и другие специалисты, вложившие свой труд в развитие этих республик.

При этом следует подчеркнуть, что здравый смысл все же не позволяет прибалтам не учитывать абсурдность оккупационной доктрины. Словосочетание "оккупационный период" навязчиво эксплуатируется и в лексиконе политиков, и в масс-медиа, но только до тех пор, пока оно не сталкивается с реальностью. Так, широко отмеченное осенью 2005 года 60-летие системы образования музыкальных школ в Эстонии (в буржуазной Эстонии ничего подобного не было) даже самые праворадикальные газе...

Перепечатка краткого анонса выложенного в свободный доступ материала произведена в соответствии с ч.4 ГК РФ ст. 1274 "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях". Согласно ст. 1259 ч.4 ГК РФ, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются объектом авторского права.

Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.(Матф.9:9-13)
Категория: История | Просмотров: 1666 | Теги: Прибалтика | Рейтинг: 0.0/0

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем gaal_dev на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать, описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Всего комментариев: 3
1 gaal_dev  
0
... что это за оккупация, когда "оккупанты" последовательно осуществляют преимущественное инвестирование "оккупированных" территорий и повышение уровня жизни их населения в ущерб собственному народу, развивают там национальную культуру, безразлично наблюдая, как деградирует собственная?...

Опережающее развитие национальных республик и автономий было стратегической линией Центра в Советском Союзе. Так, в соответствии с Законом о бюджете СССР еще в первое послевоенное десятилетие Россия оставляла у себя 50% полученных ею доходов, Украина и Белоруссия - по 55%, а все остальные республики - по 100% да еще получали субсидии из Центра. И это осуществлялось в то время, когда республики-доноры, понесшие наибольший урон во время Второй мировой войны, восстанавливали свою экономику.

Например, "оккупированная" Латвия с населением в 2,5 млн. человек получала в советское время из госбюджета в три раза больше, чем Воронежская область с населением в 2,6 млн. человек. В советской Прибалтике был не только самый высокий уровень доходов, но и условия жизни здесь были более комфортными, чем в других регионах Советского Союза, даже давление идеологического пресса ощущалось значительно меньше.

(чем больше об СССР узнаю, тем меньше туда хочется. хочется нормально жить, а в СССР нет)

Можно и дальше продолжать иронизировать над надуманностью этой дефиниции. Как известно, русские в СССР не имели никаких преимуществ перед титульными жителями Прибалтики. Наоборот, в целом положение русских в СССР было значительно хуже, чем положение многих представителей титульных этносов в союзных республиках. Это признают и западные социологи. "В глазах многих русских, - отмечает известный немецкий социолог Я.Экберт, - нерусские были привилегированными в системе национальных республик, в то же время многие нерусские называли советскую систему русской империей"2.

Но если СССР и был империей, то она была очень странная - империя-наоборот, в которой "колонии" питались соками, выжимаемыми из "метрополии". Это по существу.


2 gaal_dev  
0
Репрессии, последовавшие за вхождением Прибалтийских республик в СССР, поставили под сомнение как дальновидность руководителей этих республик, так и справедливость общественного мнения населения этого региона. Именно поэтому в 1944 году - в отличие от ситуации 1940 года - в Прибалтике возникло массовое сопротивление Советской армии.
...
Но даже если принять агрессию, то она была в тот момент не чем иным, как обычным экспортом революции, который последовательно практиковали большевики начиная с 1917 года и который сегодня в виде экспорта демократии демонстрирует еще одна не менее амбициозная мировая держава. И, как свидетельствуют многие другие примеры, в экспорте революции определяющим был отнюдь не этнический критерий, а классовый, то есть социальный. То, что происходило после вхождения Латвии, Литвы и Эстонии в состав СССР, было преступно. Но репрессиям подвергались не собственно латыши, литовцы и эстонцы, а "социально чуждые", и в первую очередь русские жители этих стран, в основном белоэмигранты и их потомки. Но в официальной риторике стран Балтии этот факт упорно замалчивается, потому что подмена социального национальным оказалась несущей опорой всей политической конструкции, создаваемой с осени 1991 года.

...

Как и всякий миф, он выполняет набор общественно значимых ролей. Во-первых, это интегративная функция, позволяющая консолидировать население на основе единомыслия по поводу знакового события. В этом плане историческая память балтийских народов интенсивно эксплуатируется и "освежается" новыми подробностями террора НКВД. Умело используется любой повод. В частности, недавние упреки России в связи с реабилитацией бывших легионеров СС, разрешением на их марши в центре Риги. Это вызывало в латышских масс-медиа появление эмоционально окрашенных сюжетов депортации 14-15 июня 1941 года, всего за неделю до начала нападения Германии. Читательской и зрительской аудитории напоминали о том, что для семей, подлежащих депортации, на объявленную им железнодорожную станцию подавали товарные вагоны. В "путешествие" в неизвестность своих маленьких детей родители брали с собой, а 16-18-летних посылали отсиживаться в лесу: у подростков, полагали родители, была какая-то надежда сохранить жизнь. С приходом немцев мальчишки выходили из леса и вступали в легионы СС. Понятно, что, скорее всего, не за фашистские идеи, а чтобы отомстить за своих близких. Сломанная жизнь этих людей - еще одна трагедия из многих человеческих трагедий Второй мировой войны. Апелляция к пережитому общему страданию сплачивает людей.


3 gaal_dev  
0
Вот показательный пример. В конце 1991 - начале 1992 года возник конфликт между будущим первым Президентом Эстонии, а тогда министром иностранных дел Л.Мери, получившим пост министра еще в апреле 1991 года, то есть при советской власти, и его заместителем - известным правоведом-международником профессором Р.Мюллерсоном. Причина конфликта заключалась в том, что Р.Мюллерсон, анализируя документы, связанные с присоединением Эстонии к СССР, пришел к выводу, что юридически оккупации не было, все соглашения с Советским Союзом были подписаны Президентом К.Пятсом - легитимным тогда главой государства - без каких-либо оговорок, комментариев или последующих заявлений. Такой вывод не устраивал министра. Р.Мюллерсону был устроен разнос, и он был изгнан со своей должности. Разгорелся скандал, так как министр не имел права увольнять своего заместителя без санкции Верховного Совета республики.

Этот эпизод достаточно убедительно характеризует ситуацию, сложившуюся в Прибалтике после распада Союза. Здесь идея "оккупации" канонизирована, на ее основе построена вся система правового регулирования гражданских отношений в Эстонии и Латвии, на ней воспитано уже поколение молодых граждан этих стран, которые "оккупацию" впитали в себя с молоком матери. Слово "оккупация" зацементировалось в головах людей. Это напоминает те сказки об "ужасах" царской России, в которые свято верили советские люди, рожденные после 1917 года. Сработал известный принцип индоктринирования массового сознания, которым так умело пользуются идеологи тоталитарных режимов.

...

Свойственная тоталитарным режимам практика максимального сокрытия информации, тупое отрицание очевидных событий (вроде расстрела польской офицерской элиты в Катынском лесу) сыграли злую шутку. Ибо со временем этот пакт превратился в массовом сознании прибалтов в чудовищный документ-монстр, хотя он был ничем иным, как обычным в то время (да и в нынешнее тоже) циничным соглашением между большими государствами. Как заметил Г.Маркузе, тоталитарные системы строятся на мифах и порождают мифы. "Существование "секретного протокола" для большинства прибалтов и в доперестроечные времена было секретом Полишинеля, - пишет советник М.Горбачева С.Станкевич. - О нем знали практически все, кто мало-мальски интересовался этим периодом отечественной истории. Тем более что молва о сделке Гитлера и Сталина, поделивших Прибалтику, переходила из поколения в поколение, от родителей к детям. Постоянно напоминали об этом зарубежные "радиоголоса"8.


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]