01:28 Бежать наперерез. Роберт Бартини. | |
Изображение предоставлено publicdomainpictures.net Имя и фамилия Роберта Людовиковича Бартини мало о чем говорят широкому кругу читателей и даже многочисленным авиационным специалистам. А между тем о жизни этого выдающегося авиаконструктора можно написать большой приключенческий роман. Но уже год спустя, из-за не дошедшего до адресата письма И. Сталину о бесперспективности грандиозного, но неэффективного ЦКБ, Бартини был выгнан оттуда. Однако видные советские военачальники М. Тухачевский и командующий ВВС Я. Алкснис, хорошо знавшие конструктора по предыдущей его деятельности, не оставили Роберта Людовиковича в беде, назначив опального комбрига начальником ОКБ в НИИ ГВФ. Там он создал уникальный для того времени самолет "Сталь-6", скорость которого превышала скорости всех существоваших тогда истребителей почти на 100 километров. Затем последовал самолет ДАР-5, имевший дальность 5000 километров и рекордную для такого типа машин скорость 450 км/ч. В тот же период Бартини разрабатывает проекты околозвукового и сверхзвукового (!) истребителей, вызвавших лишь недоумение и раздражение советских чиновников от авиации, считавших их "умничанием" конструктора. Поэтому неудивительно, что когда пришло время массовых репрессий, Роберта Людовиковича обвинили в шпионаже в пользу Муссолини, против которого он всегда боролся, и посадили в тюрьму. Только благодаря тому, что его самолет ДАР-5 установил рекорд скорости, Бартини не расстреляли, а водворили в "шарагу" (тюремное конструкторское бюро ОГПУ), где он подобно многим советским конструкторам, таким как А, Туполев. П. Сухой, В. Мясищев, С. Королев, стал работать над проектами "красных самолетов". И весьма успешно. Его бомбардировщик ДБ-240 под маркой ЕР-2 воевал во время войны, бомбя дальние вражеские тылы. Тогда же Бартини проектирует реактивные истребители-перехватчики такие, как Р-114, сверхзвуковой самолет со стреловидным крылом и с 4 ЖРД Валентина Глушко. Но проект был отклонен советскими бюрократами якобы по причине малоизученности стреловидных крыльев. В послевоенные годы конструктор под вооруженной охраной работал в Таганроге. Здесь он создал многоцелевой грузопассажирский самолет Т-117 "Кит", первую в мире машину с герметизированными кабиной экипажа и грузовым салоном, предназначавшуюся для доставки крупногабаритных грузов. В нем можно...
| |
|
Всего комментариев: 0 | |