Вторник, 03.12.2024, 21:48
Приветствую Вас Гость | RSS
Календарь
«  Июль 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

SP

Форма входа

Это интересно
LF:
Нечто
Статистика

Рейтинг@Mail.ru


ML

Главная » 2010 » Июль » 27 » Пути русского следопыта
19:55
Пути русского следопыта

Изображение предоставлено publicdomainpictures.net


5 июля 2010 года исполнилось бы 80 лет со дня рождения Вадима Валериановича Кожинова . Влияние этого мыслителя, историка и литературоведа на творческий процесс в России конца XX века ещё предстоит оценить. Одна из первых таких попыток – роман-фантасмагория новосибирского автора Сергея Ключникова «Расколдованный круг». В нём Кожинов выступает как прообраз главного положительного героя (Следопыта).С. Ключников десять лет работал в ИМЛИ под началом Кожинова. Он является составителем «скифского» сборника «Русский узел евразийства» с обширным собственным предисловием и эпилогом В.В. Кожинова. В честь юбилея нашего выдающегося современника «Русские новости» предлагает беседу Сергея Гонцова с писателем Сергеем Ключниковым – о романе и его герое, прототипом которого стал Вадим Кожинов.

Сергей Гонцов, «Русские новости»: Мне, честно говоря, крайне интересно, когда в литературу приходит человек со множеством «внелитературных» умозрений. Одним из величайших писателей прошлого века был Роберт Музиль, выдающийся, если не гениальный математик. И анализ какого-то свирепого цивилизационного кризиса у него и художественный, и математический, да Бог знает какой еще… Что же такое, по-Вашему, «заколдованный круг»?

Сергей Ключников: Заколдованный круг в моем понимании – это не столько место, из которого человек не может выбраться без вмешательства «высших сил»… В фольклоре, в мировой литературе эти «явления» зафиксированы с устрашающими деталями. Вспомним хотя бы «арзамасский ужас» Толстого.

Историки и мыслители склонны видеть очертания этого «круга» в российской истории. И не лицом ли к лицу с этой стихией сейчас? Как будто неодолимая глубинная программа заставляет наступать на те же грабли.

С.Г.: Читая «Круг», я ловил себя на мысли, что порой натыкаюсь в этом лабиринте (с выходом, конечно!) на что-то знакомое. То Кастанеда вспомнится, а то и Музиль, порой как великий сатирик, порой как уникальный аналитик. Ваш центральный герой Следопыт, «разбрасывающий свет», отчасти напоминает Дон Хуана. Хоть весь – отсюда, из наших палестин. С нашей цветочной пыльцой на дорожном плаще. «Человек, который знает все». Так, например, называли Вадима Кожинова. Это довольно популярное в последнее время определение. Причем без доли юмора какого-то, а со всем нашим почтением. А Следопыт – это просто «удачная подорожная запись», но в нем всегда явственно слышен и «голос земли» и некий перевод этого могучего наречья.

«Голос земли» возникает как раз тогда, все начинает трещать и раскачиваться, когда ни одно слово не лучше другого, то есть в точках, где, по определению Питирима Сорокина, ясно ощутимо крушение прежних цивилизационных основ, наместо которых заступает что-то неизвестное и крайне недружелюбное. И тут снова «философия Встречи», поэтому вскоре возникает загадочный Третий, появление которого стало для вас в чем-то определяющим...

С.К.: Да с Вадимом Валериановичем Кожиновым я познакомился после того, как написал книгу о Елене Рерих. Я показал ему эту книгу. А «мушкетер» Кожинов немедленно перевел стрелки на «евразийство» как на некий, говоря в пушкинской манере — «Египет колоссальный». После того, как я открыл с его помощью этот материк, ничего не оставалось, клянусь, как идти работать в Институт мировой литературы, занимаясь именно этим направлением. Я десять лет работал рядом с Кожиновым.

С.Г.: Да это же своеобразный эпос. Можно было бы как-то его хотя бы пунктирно зафиксировать. Книгу написать. Снабдить сотней фотографий. Я сейчас перечитываю замечательный том «Русский узел евразийства», Вами составленный, снабженный вашим обширным предисловием и многозначительным эпилогом Вадима Кожинова. Его стоило бы переиздать уже в этом столетии. Сейчас эта книга еще более актуальна.

С.К.: И первая идея, и вторая – очень хороши. Как говорили мне (без лукавства, клянусь) западные ученые, ни в Америке, ни в Европе, нет ни одного заведения подобного рода, я уж не говорю о концентрации в ИМЛИ уникальных творческих индивидуальностей и светлых ...

Перепечатка краткого анонса выложенного в свободный доступ материала произведена в соответствии с ч.4 ГК РФ ст. 1274 "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях". Согласно ст. 1259 ч.4 ГК РФ, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются объектом авторского права.

Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.(Матф.9:9-13)

Категория: Культура | Просмотров: 1242 | Рейтинг: 3.0/2

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем sergii на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать, описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]