Воскресенье, 05.05.2024, 09:11
Приветствую Вас Гость | RSS
Календарь
«  Октябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

SP

Форма входа

Это интересно
LF:
Нечто
Статистика

Рейтинг@Mail.ru


ML

Главная » 2010 » Октябрь » 20 » России нужна длинная воля
06:04
России нужна длинная воля

Изображение предоставлено publicdomainpictures.net
Образование - это вовсе не полигон для нашего воображения. Эта сфера деятельности включает в себя принцип реальности, не позволяющий произвольно и беспрепятственно перестраивать его так быстро, как хотелось бы самым горячим реформаторским умам. На самом деле часто представляется, как плохо, что действительность сопротивляется и не торопится подчиниться нашим столь замечательным планам. Только вспомним, насколько искренне и настолько же горячо стремились «осчастливить» Россию революционеры-разночинцы во второй половине XIX в. Воплотись их планы немедленно, от России остался бы только пепел

Интервью с д.ф.н., профессором, заведующим кафедрой социальной философии философского факультета РГГУ, руководителем магистерской программы «социальная философия» Евгением Николаевичем Ивахненко. 

— Евгений Николаевич, в интервью, которое вы давали радио «Голос России» в марте 2010 года вместе с коллегой — Клаусом Вашиком, управляющим делами Семинара славистики Института русской культуры им. Ю.М. Лотмана Рурского университета (г. Бохум), руководителем магистерской программы «Русская культура», Вы высказали чрезвычайно важную мысль: «Не следует представлять, что приходит к нам новая технология, а наша система образования — это что-то вроде строительных блоков, с помощью которых можно выстроить все, что угодно». Вы сказали также, что существуют определенные традиции и научные школы, которые надо оберегать. Нет ли у Вас ощущения, что реформы, проводимые в российском образовании, иногда нарушают известный принцип «не навреди!»? 


— Отчасти это так. Но обо всем по порядку. Прежде всего — что мы называем российскими школами в системе российского же образования? Научные школы, в том виде, котором мы сегодня о них знаем, являются порождением российской науки XX века. Высшая школа (вузовское образование) во многом являлась продолжением дореволюционной школы, которая в 20-30-х гг. была подстроена к конкретным условиям и задачам советского времени. Естественно, применительно к такому механизму взаимной подстройки науки и высшей школы стратегия «убережения» или «притормаживания» вряд ли будет сколько-нибудь оправданной. Ситуация изменилась и она необратима. Уверен, что все стратегии, построенные на сохранении прежнего вызова и прежнего ответа, провальные. И вызовы уже не те, и ответы должны быть иными. Вторая часть ответа сориентирована на понимание научных школ, как конкретных коллективов ученых, исследователей с их научными дискуссиями, традициями, сложившимися за десятилетия ценностями. Возьмем, к примеру, математическую школу, инженерную школу или отечественную филологическую школу. Здесь принцип «не навреди» (читай – «не потеряй») чрезвычайно актуален. Нельзя допустить, чтобы преобразования разрушали такие коллективы. Вместе с ними надолго, если не навсегда, исчезает само содержание (контент – в значении заливки, т.е. того, что заполняет форму) творческой атмосферы, которая существовала и существует в рамках этих школ. В РГГУ тоже есть несколько школ, которые заслуживают такого бережного отношения.


— А что нужно сделать для того, чтобы этот контент «творческой атмосферы» не был разрушен?


— Прежде всего, нужно отказаться от термина «разрушение» и всего того, что за ним следует. Ведь после разрушения остаются — и надолго — руины. Попытаемся воспользоваться более точным набором слов — инвентаризация, реконструкция или, например, тонкая подстройка новой модели вузовского обучения. Я думаю, что у таких мощных школ, о которых мы говорили, существует своя оберегающая сила. Построение новой модели процесс во многом болезненный и травматический. Но он не включает в себя с необходимостью «руинизацию» всех прежних форм. Применительно к нашему случаю, большую роль будет играть (и играет на самом деле) фактор взаимодействия, живой коммуникации ученых, возглавляющих научные школы, руководителей вузов, управлений, отделов и т.д. Словом...

Перепечатка краткого анонса выложенного в свободный доступ материала произведена в соответствии с ч.4 ГК РФ ст. 1274 "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях". Согласно ст. 1259 ч.4 ГК РФ, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются объектом авторского права.

Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.(Матф.9:9-13)

Категория: Культура | Просмотров: 1060 | Рейтинг: 0.0/0

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем sergii на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать, описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]