09:36 Рывок в будущее или смерть. | |
Изображение предоставлено publicdomainpictures.net Олег Бахтияров: "Rolex за $30 тыс. не более эффективен, чем часы "Полет" "ДП": Почему сейчас так много говорят о конце старого мира? Олег Бахтияров: Сейчас многие эксперты признают исчерпанность той социально-экономической системы, в которой мы живем. Это общество достигло многого - автомобили, компьютеры, огромное разнообразие товаров - следствие того, что во главу угла современной экономики был поставлен акт потребления. Но рынок требует лишь того, что может быть потреблено. Ценно лишь то, что может быть продано, куплено, съедено, отложено про запас и т.д. Все остальное не обладает ценностью. В этом и состоит главная причина кризиса - есть множество важных вещей, которые не относятся к категории потребления, и они оттесняются на периферию жизни и начинают исчезать. Кроме того, пока экономика развивалась быстро, излишества, которыми она расплачивается за свое процветание, никого особенно не волновали, но сейчас эти излишества - огромная масса символических товаров (Rolex за $30 тыс. не более эффективен, чем часы "Полет", но эти часы покупают, подчеркивая этим статус владельца), символическая роскошь сверхбогатых людей (яхта Абрамовича, строго говоря, никому из нас ничего не дает) становятся очевидной глупостью, а механизма, позволяющего направить избыточные средства на что-то полезное, но не потребляемое, нет. "ДП": Но на строительстве яхты были заняты тысячи людей, банки выдали кредиты? Олег Бахтияров: Совершенно верно! Вы рассуждаете в логике общества потребления. Тысячи людей были заняты, миллионы долларов оказались в обороте, а в результате образовалось нечто совершенно никому, кроме одного человека, не нужное - яхта Абрамовича. Но сейчас, в силу того что дальнейшее расширение рынка уже невозможно, общество подошло к той грани, за которой нет развития. Посмотрите, предел достижений технологической цивилизации - полет на Луну, создание космических станций. Это и есть граница наших достижений, причем это заслуга не потребительской экономики, а военной составляющей государства - знак силы и шанс достичь военного превосходства. Для экономики массового потребления это излишество, поскольку окупаемость колоссальных вложений в космические достижения возможна лишь через несколько десятилетий, а массовое производство символических товаров - выгодное дело, поскольку они распродаются сразу. Сейчас появляются модели экономик нового типа, и среди них все чаще и чаще говорят о креативной экономике, то есть такой экономике, в основе которой лежит не акт потребления, а акт создания нового. Это тоже мотивирующий акт, не менее мотивирующий, чем покупка мобильного телефона или отдых на Канарах. В креативном обществе важной становится не скорость обмена товаров на деньги, а скорость превращения идей в реальные технологии и реалии жизни. "ДП": Много говорят не только об исчерпанности экономических моделей, но и творческого потенциала: все уже придумано. Олег Бахтияров: На самом деле все, что воплотилось из придуманного, лишь вариации нескольких образцов. Сейчас мы находимся по отношению к созданию нового на уровне собирательства ягод или грибов - отбираем только то, что пригодно (или нам кажется, что пригодно) для рынка. Множество далеко идущих идей остаются нереализованными и вследствие недостаточного их понимания, и потому, что емкость современного рынка весьма ограничена. Креативная экономика - это не только целенаправленное создание новых идей и технологий, но и их реализация даже в том случае, когда их ценность непонятна и бизнесу, и политикам, и широким массам. Креативное общество - общество очень быстрых изменений. Представьте себе, что в ХIХ веке одновременно стали бы ра... Перепечатка краткого анонса выложенного в свободный доступ материала произведена в соответствии с ч.4 ГК РФ ст. 1274 "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях". Согласно ст. 1259 ч.4 ГК РФ, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются объектом авторского права. Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.(Матф.9:9-13) | |
|
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем sergii на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения.
Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать,
описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.