20:36 Серебрянные струны | |
Изображение предоставлено publicdomainpictures.net Так много, как в России о Высоцком, в США написано разве что об Элвисе. Тот — певец и киноактёр. Этот — актёр, исполняющий песни собственного сочинения…
Собственное сочинение. А кто в наше время может доказать, что оно
собственное? Оба ушли из жизни в 42 года, породив массу вымыслов. Оба к
моменту смерти были всем известны у себя в стране и лишь единицам за её
пределами. Оба успели поднадоесть уставшему от самих себя поколению
первых поклонников. Обоих смерть увековечила не в меньшей степени, чем
то, что сделано ими при жизни. Обаяние обоих не поддаётся измерению. Для кого-то они идеальный образец для подражания, для других — дурной и отпугивающий пример саморазрушения. То и другое — во многом правда. Оба многим обязаны фольклору громко заявивших о себе в XX веке меньшинств, прежде всего еврейскому и афроамериканскому. Обоих мало-помалу перестают замечать за гробовой табличкой «Классика»… Выше прозвучало: «идеал», «образец для подражания», но кому подражает, у кого заимствует совершенство сам «образец», кто исправляет ошибки гения? Спросить не у кого — оба мертвы. Именами обоих названо по астероиду.В начале 80-х, когда время не летело, даже не текло, а медленно-медленно испарялось, как пятно на ковре, пресыщенные дамочки (тоже не просыхая) любили коротать это самое время на спиритических сеансах. Вызывали в том числе и дух Высоцкого. Спрашивали, долго ли будет править Брежнев? На что дух якобы отвечал громовым голосом: «Тиррран уммрррёт!» Разумеется, умрёт, как и любой из нас. Но пока мы живы, хотелось бы кое-что выяснить — тронуть струну, ранее не звучавшую. Данные заметки ни в коем случае не являются оценкой наследия Высоцкого с позиций модного ревизионизма или монологом фаната-одиночки. В этих сомнительных сферах довольно специалистов и без нас. Упущенные, мало выявленные оттенки в творчестве гиганта — вот что занимает нас. Старая добрая метафизика — доказательство недоказуемых вещей. Таких, например, как скрытое родство с безумно далёкими явлениями заокеанской субкультуры. Ведь таким голосом до него по-русски не пел никто. Как Литл Ричард в американском рок-н-ролле, Высоцкий легализовал хрип и вопль у себя на родине. Несколько неслучайных случайностей. Несколько пятен на солнце, подтверждающих подлинность светила.
Лично меня впервые сбила с толку премьера рубрики «Они поют под струнный
звон» по радио «Свобода». Был приблизительно 1972 год, и я вовсю шарил в
эфире, отыскивая любимые группы. Другой возможности слушать западные
новинки я был лишён: какой магнитофон в 11 лет?! Ведущие, диктор Галина
Зотова и какой-то джентльмен, сообщили, что отныне будут в конце часа
баловать слушателей песнями под гитару «без ведома и разрешения
авторов». Начали с Высоцкого. Премьера была омрачена свирепым глушением. Я оценил гитару, ритм и необычный тембр голоса, но из слов сумел разобрать и запомнить только два: «Снимите шляпу!» И ещё раз «снимите шляпу». Утром, по дороге в школу, я сумел себя убедить, что знаю сюжет песни полностью, и даже проверил силу своего воображения на однокласснике: «Вчера Высоцкий пел, как чувак приходит в мавзолей, а охранник ему: «Гражданин! Снимите шляпу!»
Одноклассник напрягся. Посещение мавзолея было мечтой каждого ребёнка…
но я рано начал взрослеть и сомневаться. Что-то непонятное причудилось
мне в этом двойном окрике: «Снимите шляпу! Снимите шляпу!» К вечеру
туман частично рассеялся, и стало ясно, что непостижимым образом эта
песня напоминает мне любимые, гипнотические повторы в монотонных
композициях Creedence, Полный текст - http://www.chaskor.ru/article/chernoe_zoloto_na_serebryanyh_strunah_14468
| |
|
Всего комментариев: 4 | |
| |