07:40 Смерть русским, или Да здравствует модернизация! | |
Изображение предоставлено publicdomainpictures.net Художник Константин Сутягин по поводу статьи Андрея Кончаловского По поводу статьи А.С. Кончаловского «Русская ментальность и мировой цивилизационный процесс» - хорошая статья. Для скорости буду писать так же, как читал: сначала реакция на некоторые мысли автора, а потом небольшое общее замечание. Полемика 1. А.Кончаловский: «Радиус доверия. «Способность отождествлять себя с другими членами общества, сопереживать, радоваться успехам другого и огорчаться неуспехам – вот что определяет доверие. В большинстве отсталых стран радиус доверия преимущественно ограничен семейным кругом. Все, что находится за пределами семьи, обычно вызывает чувство безразличия и даже враждебности...» Ничего не напоминает? Ни на что не похоже?» По-видимому, это должно быть похоже на Россию. Однако, во первых-х, напомню, что составление «брачного контракта» - отнюдь не русское изобретение, и свидетельствует оно о том, что в «высокоразвитых странах» отсутствует доверие даже на семейном уровне, что даже тут «человек человеку — волк», и «радиус доверия» определяется лишь т.н. вексельной честностью: «доверяй, но проверяй». Дальше (здесь же) — ув. проф. Харрисон упускает доверие среди религиозных общин, по-видимому, не понимая, «как можно верить в то, чего нет». А между тем часто этот уровень доверия превышает семейный (конспективно: купцы-старообрядцы, заключавшие миллионные сделки с посторонними (не родственниками) даже без расписок, доверяя честному слову). 2. А.К.:«Отношение к труду, новаторству, богатству. В отсталых странах к труду относятся как к повинности. Работают, чтобы жить. В динамических – живут, чтобы работать. Новаторство воспринимается как угроза установившейся стабильности, как ересь. Отношение к богатству определяется ложной концепцией, что богатство существует в неизменном количестве, и его только перераспределяют. Следовательно, экономическое процветание другого воспринимается, как лишение тебя куска. Успех соседа – это угроза твоему благополучию». Напомню, что это исследование проводилось для изолированных систем (Гаити), и там такой взгляд на богатство вполне правомочен (когда нет возможности обогащаться за счёт других — колоний, горячих и экономических войн, дешевой рабсилы и т.д). При экстенсивной же экономической модели (Гаити) однозначно: одни богатеют за счет других (отбирая пастбища и земли). Но и при интенсивной рыночной экономике — пардон, не то же самое. Хоть и замаскировано: кто с помощью новейших технологий вырастил больше бананов, тот сбивает цену на рынке и обрекает менее прогрессивных производителей на нищету. Да что там бананы — а внедрение «новейших технологий» в виноделии, например? Закон Сохранения никто не отменял. 3.А.К.: «Пренебрежение к закону (какому? - КС), разнузданность власти (при чем здесь крестьянство? Это скорее, проблема разложения аристократии - КС), неготовность людей к взаимному сотрудничеству (а крестьянская община? - КС), пассивность при столкновении с трудностями (а освоение Сибири? - КС), отсутствие гражданского сознания (а выборный староста? Земство?- КС) и крайне эгоистическое преследование личных интересов (???) – вот главные черты крестьянского сознания». Мне кажется, точнее называть этот тип сознания не «крестьянским», а «люмпенским» - т.е., оторванным от национальных и сословных корней. 4. А.К.:«Можно забыть своих крестьянских пращуров, но исповедовать те же самые ценности, хотя бы принцип доверия только самым близким, желательно... Перепечатка краткого анонса выложенного в свободный доступ материала произведена в соответствии с ч.4 ГК РФ ст. 1274 "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях". Согласно ст. 1259 ч.4 ГК РФ, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются объектом авторского права. Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.(Матф.9:9-13) | |
|
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем sergii на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения.
Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать,
описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.
Всего комментариев: 1 | |
| |