15:43 Снова о 'вечно-бабьем' в русской душе. Ч.1 | |
Изображение предоставлено publicdomainpictures.net Великая беда русской души...- в женской пассивности, переходящей в «бабье», в недостатке мужественности, в склонности к браку с чужим и чуждым мужем. Н.А. Бердяев Начну статью с откровенного признания: еще каких-то 5-6 лет тому назад я относился к знаменитой инвективе, вынесенной в название статьи, как к провалу философского вкуса у Н.А. Бердяева; как к роковой ложной фразе, которая у него случайно вырвалась, но отказаться от которой было уже невозможно. Это отрицательное отношение подогревалось еще и тем, что перекликалось с давней идейной жвачкой русофобов всех мастей, утверждающих, что России - тысячелетняя раба, не способная достичь свободы и европейского уровня цивилизованности. Каюсь: Н.А. Бердяев абсолютно точно уловил темную сторону русской души, оставаясь при этом блестящим критиком европейской демократии, в чем, безусловно, сходился даже со своими ярыми идейными оппонентами - марксистами и евразийцами.1 Сразу оговорюсь, что и мое отношение к западной демократии весьма критическое, а уж к опыту ее российской адаптации - тем более. Посему все, что я буду ниже говорить об отрицательных сторонах русской души (национального характера, менталитета, психологии - дело не в терминах)2, не следует рассматривать как косвенное оправдание состоятельности западного «демократического человека». Доказательство «от противного» здесь не действует. Более того, наши собственные русские недостатки проявляются тем зримее и разрушительней, чем больше мы хотим быть «как демократические европейцы». Что же касается познания собственной души (и личной, и национальной), то оно подразумевает не только уяснение ее сильных сторон, но, что не менее важно, трезвое осознание недостатков. Не зная своих темных сторон и не стремясь избавиться от них, нельзя обрести национального достоинства и встать на путь совершенствования. Лишь бы такой трезвый самоанализ не оборачивался бесплодным интеллигентским нытьем и самокопанием, которые всегда питают русофобию и, в свою очередь, подпитываются ей. И еще одно вводное методологическое замечание: мой анализ ущербных сторон русской национальной души не претендует на нечто принципиально новое. В русской философии и литературе все давно и исчерпывающим образом сказано. Моя задача - напомнить о наших коренных недостатках, систематизировать и постараться посильно установить причины их существования, а, самое главное, поразмышлять, как нам от них избавляться. Ключевой мой тезис будет состоять в следующем: если в истории страны с каким-то роковым постоянством воспроизводятся одни и те же разрушительные процессы (можно сказать и проще - беды), то это - не столько действие объективных исторических причин, не субъективные ошибки или злоумышления порочных вождей, а в первую очередь - устойчивые изъяны национального характера. Если народ несколько раз наступает на одни и те же грабли, то виноваты не грабли, а сам народ. Мужественный и разумный человек, склонный к трезвому самоанализу, вину за поражения возлагает в первую очередь на самого себя. Точно также должен поступать и исторический народ, желающий добиться побед и иметь будущее. Изъяны русского национального характера, и это тоже хорошо известно, в большинстве случаев являются оборотной стороной его достоинств, причем последние незаметно переходят в свое отрицательное качество, если переступается некая разумная мера. Поэтому главный и исходный недостаток русского национального характера многие философы, историки, социологи и писатели (те же Н.А. Бердяев3, Н.О. Лосский4 или С.Л. Франк5) видели в избыточной страстности, в безмерности русской души, ее готовности переступить любые пределы, разрушить всяческие границы, всюду дойти до крайности, до последней черты. Действительно, еще Достоевский отмечал, что русский - «человек крайностей», что европейский социализм именно у нас принял самую радикальную - рево... Перепечатка краткого анонса выложенного в свободный доступ материала произведена в соответствии с ч.4 ГК РФ ст. 1274 "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях". Согласно ст. 1259 ч.4 ГК РФ, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются объектом авторского права. Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.(Матф.9:9-13) | |
|
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем gaal_dev на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения.
Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать,
описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.
Всего комментариев: 0 | |