15:46 Снова о 'вечно-бабьем' в русской душе. Ч.2 | |
Изображение предоставлено publicdomainpictures.net Об исконной русской устремленности в будущее, к Новой земле и к Новому Небу, и, соответственно, о профетизме русской литературы и философии много писал тот же Н.А. Бердяев. Действительно, мы всегда мечтаем о лучшем будущем: о Новом Иерусалиме, о легендарной стране счастья Беловодье, о всеобщем христианском Царстве Правды, о коммунистическом братстве народов, о Межпланетном Кольце цивилизаций и т.д. Настоящее нас никогда не удовлетворяет, оно всегда не соответствует нашим идеалам и подлежит преображению. Это дает русским силу переносить трудности сегодняшнего дня и жертвовать собой во имя будущего. Без этого мы не смогли бы вынести всех испытаний, обрушившихся на нас в истории, и одерживать великие победы в войнах. Мечта дает стойкость и духовную бодрость, без светлой мечты нельзя сотворить ничего великого. Кстати, во многом именно это дух будущего, присутствующий в классической русской литературе, делает ее столь притягательной для других народов. Западный же человек, в отличие от русского, настоятельно занят обустройством своего земного настоящего. О нем все его мысли. В этом его сила, и в этом же его принципиальная слабость. Если он и размышляет о будущем, то чаще всего в плане предотвращения угроз своему привычному и комфортному образу жизни. Грядущее страшит европейца своими возможностями радикального изменения того, что есть сегодня, к чему он привык. Об угрозах, идущих из будущего, повествует, в сущности, вся западная фантастика, начиная с Г.Уэллса. Особенно эту тему любит развивать современный западный кинематограф. Немудрено, что главное ощущение русских от Европы (смотри всю классическую русскую литературу!) - это неприятие европейского наслаждения настоящим и бессознательного желания оградиться от будущих перемен, как бы растянуть настоящее до размеров вечности. Здесь весьма показательна нынешняя озабоченность европейцев проблемами экологии: не столько саму природу им жалко, сколько страшит необходимость изменять свой образ жизни (прежде всего уровень потребления) под давлением экологических ограничений8. И не известно, как поведет себя прагматичный и не любящий мечтать западный дух в ситуации глобальных потрясений, которые не за горами. Спокойно пережить крушение традиционного уклада жизни и не сломаться может лишь человек, имеющий высокую альтруистическую мечту. Думаю, что этому Запад должен начинать уже сегодня учиться у России Однако и в мечтаниях русские проявляет свою роковую страстность и безмерность. Мы не столько готовы планомерно трудиться во имя будущего, сколько страстно желаем воплотить его на Земле как можно скорее, непременно в самых оптимальных формах и, что самое опасное, не считаясь ни с объективными историческими условиями, ни с желанием основной массы людей в это желанное будущее попадать. Отсюда - наш нередкий интеллигентский утопизм, нетерпение, радикализм и склонность не мечты и теоретические схемы адаптировать к реальности, а реальность подгонять под абстрактные схемы и идеи. Отсюда - и церковный раскол, и революционная нечаевщина; и большевистско -демократическое насилие над инакомыслящими; и стремление разрушить весь прошлый мир до основанья, чтобы непременно на пустом месте строить новый распрекрасный мир; и роковое забвение своего прошлого во имя сомнительных будущих прожектов. Нравственная вседозволенность и историческое беспамятство - вечные спутники революционного утопического зуда. Об этом весь роман Достоевского «Бесы», об этом - прекрасная книга Н.А. Бердяева «Истоки и смысл русского коммунизма», об этом - картина В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни». «Одержимость ложной идеей, - писал Н.А. Бердяев по поводу «Бесов» в самый разгар русской революции, - сделала Петра Верховенского нравственным идиотом»9. Нравственным идиотом с безумными глазами предстает Петр на знаменитом суриковском полотне. С ненавистью ломая о колено старый русский б... Перепечатка краткого анонса выложенного в свободный доступ материала произведена в соответствии с ч.4 ГК РФ ст. 1274 "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях". Согласно ст. 1259 ч.4 ГК РФ, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются объектом авторского права. Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.(Матф.9:9-13) | |
|
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем gaal_dev на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения.
Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать,
описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.
Всего комментариев: 0 | |