Понедельник, 06.05.2024, 15:19
Приветствую Вас Гость | RSS
Календарь
«  Май 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

SP

Форма входа

Это интересно
LF:
Нечто
Статистика

Рейтинг@Mail.ru


ML

Главная » 2010 » Май » 1 » Средняя или Центральная Азия
19:21
Средняя или Центральная Азия

Изображение предоставлено publicdomainpictures.net

В 1991 г. на политической карте Евразии появилось пять новых независимых государств — Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан и Туркмения, которые стали именовать себя центральноазиатскими. Между тем по прошествии более десятка лет в научной, учебной и справочной литературе, средствах массовой информации все еще сохраняется удивительный разнобой по поводу отнесения этих стран к регионам Азии — Средней или Центральной. 


Сложность проблемы усугубляют эталонные справочные издания, выпущенные в последние годы. Так, в «Большом энциклопедическом словаре» (2002) можно прочитать, что Средняя Азия по-прежнему включает независимые государства Узбекистан, Киргизию, Таджикистан и Туркмению. Территория же Казахстана входит в Среднюю Азию не полностью, а только к югу от Арало-Иртышского водораздела. Таким образом, регион Средняя Азия толкуется здесь как природная страна. Центральная Азия также рассматривается исключительно как природный, физико-географический регион, охватывающий территории Западного Китая и Монголии. Академическая наука, а также авторы географических учебников в большей степени отражают современные реалии. Так, в авторитетном журнале «Восток», издаваемом Институтом востоковедения и Институтом Африки РАН, уже несколько лет существует рубрика «Россия и Центральная Азия», в которой публикуются статьи, посвященные взаимоотношениям нашей страны с новыми независимыми государствами Азии. Выпущено в свет множество статей и монографий, в которых Центральная Азия однозначно трактуется в новом понимании. Такой же подход отмечается и во многих учебниках для средней и высшей школы, например в учебнике для студентов-географов «Экономическая, социальная и политическая география мира.

Регионы и страны», изданном под редакцией С.Б. Лаврова и Н.В. Каледина (2002), или в учебнике для 10-го класса А.П. Кузнецова «География. Население и хозяйство мира» (1998). В то же время есть учебники и учебные пособия для школьников, в которых еще придерживаются традиционного деления Азии на регионы.

Не решает поставленных вопросов и статья А.В. Махоткина и Н.В Махоткиной под многообещающим названием «Региональное деление Азии», напечатанная в научно-методическом журнале «География в школе» (№ 2/2000). Помимо явных географических ошибок (полуостров Малая Азия они именуют Малазийским), авторы статьи предлагают учителям средних школ еще более запутанную картину, завершая статью фразой: «Мнения ученых по этому вопросу окончательно не определились» (с. 26).

И наконец, заслуживает внимания реплика, напечатанная в виде сноски к статье С.Н.Раковского «Международные реки» в газете «География» в № 40/2001. Приведем ее почти полностью: «Название "Центральная Азия” в применении к нашей Средней Азии необоснованно и рождено журналистской неграмотностью... В русской языковой и географической традиции Центральная Азия — это природная страна, охватывающая территорию Монголии и обширные внутренние районы Китая. Учителя географии должны разъяснять ученикам путаницу, а территорию Таджикистана, Туркмении, Киргизии и Узбекистана именовать, как и положено по-русски, Средняя Азия» (с. 11). Некоторые пункты этого высказывания вызывают сомнения. Во-первых, трактуемая автором Средняя Азия уже не наша с 1991 г. Во-вторых, более 10 лет указанные страны, а также Казахстан относят себя к Центральной Азии, и в этом виноваты вовсе не безграмотные журналисты, хотя в подавляющей части публикаций в средствах массовой информации эти государства действительно именуются центральноазиатскими. Если же в прессе и проскальзывает название «среднеазиатские республики», то оно употребляется скорее по инерции или ностальгически, так же как поколение 30—50-летних жителей нашей страны автоматически употребляет название Ленинград вместо Петербург.

В чем же причины таких терминологических противоречий? По-видимому, они лежат в истории центральной части Азии XIX—XX вв....

Перепечатка краткого анонса выложенного в свободный доступ материала произведена в соответствии с ч.4 ГК РФ ст. 1274 "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях". Согласно ст. 1259 ч.4 ГК РФ, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются объектом авторского права.

Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.(Матф.9:9-13)

Категория: Политика | Просмотров: 2155 | Рейтинг: 0.0/0

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем sergii на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать, описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]