07:19 Тайна русского костюма | |
Изображение предоставлено publicdomainpictures.net Национальный дух, распыленный в культуре, таинственно проявляется и в одежде. Не взирая на интернациональную моду и засилье вещей иностранного производства, отличить русского от иностранца по одежде не представляет труда. Национальная специфика тотальна, хоть порой и неуловима. Понять некоторые закономерности ее проявления в сфере костюма нам поможет Светлана Просина, заведующая сектором изобразительного фольклора и декоративно-художественных ремесел в Государственном республиканском музее русского фольклора. "Завтра". Светлана Владимировна, мне думается, что русская национальная культура сегодня имеет шанс возродиться... Светлана Просина. В наше время народная культура, действительно, очень востребована. Причем задействованы все ее направления, в том числе и народный костюм, который является самобытной частью традиционной России. "Завтра". Кто изучает эту культуру? С.П. Во-первых, реконструкторы. Это увлеченный и дотошный народ. Они всегда точно знают крой вещи. Знают тип ткани. То, каким образом ткань окрасили, и так далее. Они всегда в курсе всего, что происходит вокруг их увлечения. Во-вторых, конечно, музейщики — специалисты. Ну, потом художники, дизайнеры… Также существует множество популистских образовательных программ — толковых и бестолковых. Но в них слишком много штампов… Вот какой образ возникает у нас в голове, когда мы говорим "народный костюм"? "Завтра". Очевидно, кокошник, сарафан, косоворотка?.. С.П. Да… Вы знаете, обиднее всего, что о богатом разнообразии русской народной одежды простой народ ничего не знает. Например, сарафаны были разнообразные. Ведь женщины все разные: одна худенькая, другая полная, одна высокая, другая маленькая. Естественно, они носили только тот крой сарафана, который им шёл. То же касалось и головных уборов. Известный всем "классический" кокошник — тип головного убора, встречающийся только во Владимирской губернии. И носили его вовсе не так, как мы думаем. "Завтра". Как же его носили? С.П. Если незамужняя девушка могла не прятать свои волосы, то замужняя убирала все волосы под головной убор — отсюда сначала волосник, на него — повойник, а потом уже одевалась сорока — рогатая мягкая шапочка, потом сверху, говоря современным языком, еще множество аксессуаров. В общем, головной убор у женщин имел очень сложное "многослойное" строение. Очень смешно и нелепо выглядит современное представление художника о народном костюме, когда на женщину надевают, допустим, кокошник ХVII века, а сарафан — ХV века. Кто не знает, тем это любо, а кто знает — тем не по себе. "Завтра". Всё так же сложно и с мужским головным убором? С.П. Когда я говорю о мужском головном уборе, мне становится очень грустно. Слава Богу, если хоть о картузе вспоминают. А ведь разновидностей шапок было очень много. Да ещё, к тому же, у каждого сословия был свой "набор" головных уборов. Картуз — это летний городской вид головного убора, а вовсе не деревенский. А в истории остался только он, потому что стал популярен к концу ХIХ века — близкому к нам времени. Также, кстати, косоворотка и шинель, которая по своему крою есть чистой воды кафтан. "Завтра". Многие русские женщины и девушки любят платки, шали. Считается, что это чисто народный стиль. С.П. Ну да. Это осталось. Но ведь к ХIХ веку ношение платков тоже изменилось. Раньше платки были больше распространены в виде шали — даже 3 на 3 метра мне встречались. И порой женщины заворачивались в такие шали почти полностью. Изначально платок, плат — это головное покрывало, какие мы видим на иконах. Женщина укрывалась им вся. Девушки и молодухи завязывали платки под подбородком, женщина замужняя завязывала сзади, чтобы волос видно не было. А спереди платок закалывали старообрядки или монахини. Сейчас часто платок носят как драпировку на плечах — такого раньше не было.... Полный текст - http://www.zavtra.ru/cgi/veil/data/zavtra/11/902/71.html
Перепечатка краткого анонса выложенного в свободный доступ материала произведена в соответствии с ч.4 ГК РФ ст. 1274 "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях". Согласно ст. 1259 ч.4 ГК РФ, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются объектом авторского права. Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.(Матф.9:9-13) | |
|
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем sergii на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения.
Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать,
описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.