14:22 Татары - этнополитическое название тюркских народов Золотой Орды (часть 1) | |
Изображение предоставлено publicdomainpictures.net За последние столетия в переломные моменты жизни страны вопрос об этнониме волжских татар возникал не единожды. Казалось, еще один шаг и на него будет дан окончательный ответ. Но каждый раз ученым так и не удавалось прийти к единому мнению. Тем не менее ответ на него существует. Он содержится в средневековых источниках - китайских, арабских, персидских, уйгурских, тюркских. Несмотря на то, что из них можно сделать однозначные выводы, что мы и видим в трудах русских востоковедов и тюркологов Н.А.Аристова, В.В.Бартольда, И.Н.Березина, Г.Е.Грумм-Гржимайло, П.И.Кафарова, а из ученых нашего времени у Л.Н.Гумилева, споры не затихают до сегодняшнего дня. Из последних работ на данную тему можно назвать исследование А.Х.Халикова "Кто мы - булгары или татары?” вышедшее в Казани в 1992 г. Четырехсотлетнее пребывание волжских булгар в составе России не прошло бесследно: этноним "татары” - официальное название русской администрации тюркских и некоторых кавказских народов, исповедующих ислам, глубоко проникло в их сознание и теперь многими воспринимается как самоназвание. Знающим историю и не ослепленным политикой очевидно, что это не соответствует действительности - современные татары к центрально-азиатским монголо-язычным татарам времен Чингисхана никакого отношения не имеют. Однако проблема очень уж тесно связана с политикой, которая держит историческую науку в плену и заставляет ее освещать прошлое с точки зрения своих сиюминутных интересов. Этнические процессы на Средней Волге. Пробуждение национального самосознания народа и стремление казанских политиков привести Татарстан к суверенитету не оставили историков безучастными к происходящим событиям. Необходимость исторического обоснования суверенитета новой государственности стала очевидной. Казалось бы в этих условиях сторонники независимости республики должны выступить с едиными взглядами. Однако в действительности этого не произошло - они раскололись на два направления, представителей которых условно можно назвать "булгаристами” и "татаристами”. Одни - "булгаристы” - сочли для исторического обоснования суверенитета Татарстана вполне достаточной булгарской государственности, представляя ее в следующей временной последовательности: Волжская Булгария - Казанская Булгария - Республика Татарстан (Республика Волжская Булгария). Другие - "татаристы” - загорелись былой славой Золотой Орды, заявляя о причастности казанцев к величию Кипчакского ханства и представляя его важным периодом в истории современного татарского народа. Казалось бы, проблема вполне разрешима: собрав сохранившиеся в многочисленных исторических источниках сведения, оставленные авторами тех далеких времен в своих сочинениях и летописях, сделать однозначный вывод, кто мы - булгары или татары? Однако, вопрос не так прост, как кажется. Трудность опровержения ложных взглядов в истории заключается в том, что один и тот же исторический факт может быть истолкован с противоположных точек зрения. Иногда обобщения делаются на основании оторванного от контекста изречения составителя первоисточника, извращенного его толкования или же домысливается историком в сторону подтверждения своих научных, идеологических и политических интересов. Все же научные предпосылки решения данной проблемы существуют. Они в современных взглядах на происхождение народов. Теоретико-методологические основания современной исторической науки разработаны в наше время замечательным русским ученым Л.Н.Гумилевым (1912-1992). Он доказал, что существуют определенные закономерности этногенеза народов, которые не волен игнорировать историк, если он хочет остаться на научных позициях. Как бы кто не относился к теории пассионарности, она единственная в современной науке дает удовлетворительные ответы на вопросы, возникающие в связи с происхождением, развитием и распадом этносов. Выводы и положения Льва Николаевича, доказываемые многочисленными историчес... Перепечатка краткого анонса выложенного в свободный доступ материала произведена в соответствии с ч.4 ГК РФ ст. 1274 "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях". Согласно ст. 1259 ч.4 ГК РФ, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются объектом авторского права. Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.(Матф.9:9-13) | |
|
Всего комментариев: 2 | |||
| |||