14:24 Татары - этнополитическое название тюркских народов Золотой Орды (часть 2) | |
Изображение предоставлено publicdomainpictures.net (продолжение) В примечании к термину "тюркские племена” составитель их к книге персидского историка А.А.Семенов пишет, что "тюрками Рашид-ад-дин называет кочевые племена Центральной Азии самого различного происхождения, говорившие не только на тюркских языках, но на языках монгольском, тунгутском и тунгусо-маньчжурских. Tаким образом, "тюрки” у нашего историка - не этнический и лингвистический, а социально-бытовой термин: "кочевники”. Следовательно, терминология Рашидад-дина не может служить основанием для установления происхождения тех или иных племен”. Hа это обстоятельство указывает во вступительной статье к летописям Рашид-ад-дина и И.П.Петрушевский :”Подобно большинству своих современников, Рашид-ад-дин называет тюрками все кочевые скотоводческие народы Азии как тюрко-язычные так и монголоязычные,...”. И далее на основании летописных сведений делает вывод:” Можно утверждать, с большой долей вероятности, относительно ряда племен - татар, меркитов, ойратов, - что в XIII в. они были монголоязычны, а не тюркоязычны”. Hесмотря на смешение многих племен, иногда различных по происхождению под наименованием "тюркские”, Рашид-ад-дин пытается подразделить рассматриваемые им народы на тюркоязычные под общим названием "огузы (туркмены)”, которые по его классификации состоят из кипчаков, калачей, канглыев, карлуков и др., и монголоязычные - "народы, которые в данное время славны под именем монголов, как джалаиры, татары, ойраты, меркиты и прочие. ...”. Татары, ближайшие соседи монголов, проживали в северо-восточной части современной Монголии в основном в районе озера Буир-Нор и до границ Китая. Их было 70 тысяч семейств, составивших 6 племен: татары-тутукулйут, татары-алчи, татары-чаган, татары-куин, татары-терат, татары-баркуй. Вторые части названий, видимо, самоназвания этих племен. Среди них нет ни одного слова, которое бы звучало близко к тюркскому языку - они больше созвучны монгольским названиям. Махмуд Кашгари, уйгурский ученый XI в., к тюркоязычным народам относил киргизов, кипчаков, огузов, тухси, ягма, чигил, иаграк, ярук, а также ямак, башкир, булгар, сувар и печенегов. О татарах он писал: "Так же у каждого из племен ябаку, татар, басмил свой присущий им язык. Вместе с тем они хорошо знают и тюркский”. К сожалению, в своем словаре Махмуд Кашгари приводит только одно татарское слово "тар” и переводит его на тюркский язык как "сал, сол” то есть "плот”(средство для преодоления водной преграды). Конечно, исходя из одного слова, какие-либо выводы сделать невозможно. Но ведь казанские булгары и другие тюрки до сего времени "плот” называют "сал”, а не "тар”, как это было принято у татар, по крайней мере, во времена Махмуда Кашгари. Два родственных народа - татары и монголы - долго вели войну с переменным успехом на взаимное истребление, пока Чингисхан не захватил власть во всей Монголии. Судьба татар была предрешена. Так как татары были убийцами отца Чингисхана, истребили много близких ему племен и родов, постоянно поддерживали племена, выступающие против него, "то он повелел произвести всеобщее избиение татар и не одного не оставлять в живых до того предела, который определен законом (йасак); чтобы женщин и малых детей также перебить, а беременным рассечь утробы, чтобы совершенно их уничтожить. ...”. Однако довести до конца эту зверскую акцию Чингисхану не удалось. Две жены самого кагана были татарками, на татарке же был женат его брат, да и другие высокопоставленные монголы имели родственников среди татар. Так что из-за сочувствия их некоторое количество татар "осталось по разным углам”. В дальнейшем они растворились среди различных монгольских родов, но всегда помнили свое происхождение. Когда Чингисхан предпринял поход в Среднюю Азию, а его сыновья внуки и полководцы - в Восточную Европу, то в его войске уже не было народа татар, а те, смешавшиеся среди разношерстного войска кагана и иногда занимавшие довольно высокое положение, представители татар назывались монголами и не отличались от них. Для обмана половцев, выступивших вместе с аланами против монголов на Северном Кавказе, Субэдей послал на переговоры не этих татар, бывших монголами, а тюро... Перепечатка краткого анонса выложенного в свободный доступ материала произведена в соответствии с ч.4 ГК РФ ст. 1274 "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях". Согласно ст. 1259 ч.4 ГК РФ, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются объектом авторского права. Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.(Матф.9:9-13) | |
|
Всего комментариев: 1 | ||
| ||