Изображение предоставлено publicdomainpictures.net
Калязинская радиоастрономическая обсерватория
Позднесоветский период - всплеск модерновой эстетики. Под модерновой эстетикой я понимаю здесь настойчивое обыгрывание темы будущего и специфическую футуристическую интенциональность – направленность на будущее, чаяние, предвосхищение и восторженное переживание приближения этого будущего. «Гостья из будущего» - один из манифестов этой эстетики, а строки «Прекрасное далеко не будь ко мне жестоко…» (http://www.youtube.com/watch?v=8-R04CHBqfI) содержат странную персонификацию будущего, которую трудно понять за рамками этой напряженной модерновой эстетики.
(Как это отличается от нашей текущей ситуации легко понять, если обратить внимание, что главным сюжетом будущего сегодня является катастрофа (2012 и проч.)).
Пространственным выражением этого типа модерновой интенциональности является, в особенности, космос и космическое (Алексей Учитель емко выразил эту функцию космоса в советской культуре формулой «космос как предчувствие»). В силу огромных расстояний, преодоление которых требует необъятной, отрытой в будущее временной перспективы, космос опредмечивает эту устремленность в будущее, делает ее вещественной и при этом эстетически монументальной. Вообще русский космизм – явление широкое и постоянное – можно понять именно как опредмечивание этого выхода из ограниченной и крайне стесненной наличности социального бытия в пространственную и темпоральную открытость мира.
Это находит свое выражение, прежде всего, в научной фантастике. А также в архитектурных проектах.
Советской архитектуре космической направленности посвящен фотопроект Фредерика Шубина (Frédéric Chaubin. CCCP: Cosmic Communist Constructions Photographed) . За многие годы автор собрал фотографии 90 зданий в 14 республиках бывшего СССР, построенных в период с 1970 по 1990 год. Проект сразу стал известен в российском интернете - наверное, уже многие успели посмотреть эти фотографии
Статья в Гардиан: http://www.guardian.co.uk/books/2011/feb/27/cosmic-communist-constructions-frederic-chaubin
Ее вариант, улучшенный собственными фото украинского автора: http://www.artukraine.com.ua/articles/377.html
Материал с большими фотографиями из альбома Шубина: http://kyky.org/journal/articles/259
Дворец бракосочетания, Тбилиси. 1985
Собранные в серию, эти сооружения потрясают. А вот отсутствие интереса к этой теме на самом элементарном – визуальном – уровне на самом постсоветском пространстве удручает тем более, что часть этих сооружений, видимо, обречено на скорое исчезновение. Киевский крематорий впечатляет
Киевский крематорий. 1975
, особенно когда он идет вместе вот с таким объявлением:
«Теперь кремация в стандартном гробу обойдется на 145 грн. дешевле» (http://focus.ua/society/43052).
Этот космический сюжет нельзя понимать изолировано – он является частью более широкого и сложного целого: позднесоветская цивилизация по своей сути является научно-фантастической. О степени ее фантастичности свидетельствует следующий штрих: например, органы госбезопасности всерьез подозревали, что Иван Ефремов мог быть инопланетянином. Об этом см. замечательный текст Никиты Петрова и Оли Эдельман в Логосе (http://www.ruthenia.ru/logos/number/2002_02/02.htm).
А вот уже совсем излет – введенная в строй в 1992 году Кал...
Перепечатка краткого анонса выложенного в свободный доступ материала произведена в соответствии с ч.4 ГК РФ ст. 1274 "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях".
Согласно ст. 1259 ч.4 ГК РФ, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются объектом авторского права.
Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним.
И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его:
для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные,
пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.(Матф.9:9-13)
Категория: Культура |
Просмотров: 2632
| Рейтинг: 0.0/0
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем sergii на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения.
Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать,
описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]