12:38 Только поняв народ, можно строить политику в Афганистане | |
Изображение предоставлено publicdomainpictures.net Договариваться надо не с талибами, а с родоплеменными вождями. За последние 170 лет крупнейшее на Земле племенное этносообщество пуштунов в шестой раз оказалось в центре мировых событий Об авторе: Василий Борисович Кравцов - ведущий научный сотрудник Института демографии, миграции и регионального развития, кандидат политических наук. ОПЫТ, КОТОРЫЙ НЕ УЧИТ Три попытки военного давления на Афганистан со стороны колониальной Англии увенчались печальными результатами. Предлогом для трех вторжений послужили сомнительные сообщения о «русской опасности», якобы угрожавшей Афганистану. Отторгнутые англичанами по неправомерному договору, заключенному 12 ноября 1893 года с основателем старейшего футбольного турнира Индии Мортимером Дюрандом, афганские земли превратились в котел непрекращавшихся битв и карательных экспедиций. В конечном счете – вплоть до образования англичанами при поддержке шиитов Синда и суннитов Панджаба некоего государственно-подобного паллиатива под названием Пакистан – англичане так и не смогли установить над горными пуштунскими районами хотя бы относительный контроль. Вторжение в Афганистан было предпринято политическим руководством СССР в эмоциональном порыве наэлектризованной международной обстановки, последней каплей нагнетания которой стало принятие Советом НАТО принципиального решения на размещение в Западной Германии ракет средней дальности. Предлогом для вторжения послужили сомнительные сообщения об «американской опасности», якобы угрожавшей Афганистану. Но никакие эмоции и внешние раздражители не могли оправдать подход к развертыванию вторжения СССР исключительно на основе восточноевропейской практики в Венгрии и Чехословакии без учета плачевного опыта англичан в этом регионе, описанного в красках и деталях к 70-м годам ХХ столетия во множестве политических, научно-полевых исследований и мемуаров непосредственных участников, в том числе Уинстона Черчилля. В книге «История Малакандского полевого отряда», пытаясь постичь хотя бы приблизительно некую логику в поведении пуштунских племен, Черчилль писал: «Историк-исследователь крупных событий всегда испытывает трудности при выявлении неуловимых и приглушенных факторов, которые предшествуют в любом обществе резкому обострению и взрыву и готовят для них почву. Такие трудности еще более возрастают, когда предпринимается попытка определить причины величайшего восстания афганских племен 1897 года, ибо ни один европеец не сможет определить мотивы поведения азиатов или полностью разделить их взгляды». Советское игнорирование английского опыта в Афганистане диктовалось еще и разницей стереотипных идеологических воззрений на цели военных кампаний. В Советском Союзе в 1979 году считалось, что английские кампании были заведомо обречены на провал в силу их колониальной направленности, а в советских действиях, мол, превалируют совершенно иные цели, направленные не на порабощение афганского народа, а на оказание ему гуманитарно-филантропической помощи военными силами и средствами в сложный период развития. Как англичане, вторгаясь в Афганистан, не желали замечать российского опыта в Средней Азии и всячески его игнорировали, так и Советский Союз не желал воспринимать английские уроки в Афганистане, как заведомо неприемлемые даже в далеких от идеологии вопросах. Мировое соперничество почему-то не предполагало заимствований политического опыта и политической практики... Перепечатка краткого анонса выложенного в свободный доступ материала произведена в соответствии с ч.4 ГК РФ ст. 1274 "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях". Согласно ст. 1259 ч.4 ГК РФ, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются объектом авторского права. Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.(Матф.9:9-13) | |
|
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем sergii на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения.
Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать,
описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.
Всего комментариев: 0 | |