Воскресенье, 05.05.2024, 11:02
Приветствую Вас Гость | RSS
Календарь
«  Октябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

SP

Форма входа

Это интересно
LF:
Нечто
Статистика

Рейтинг@Mail.ru


ML

Главная » 2010 » Октябрь » 8 » Волос-Велес-Медведь. Хозяин северного леса.
12:23
Волос-Велес-Медведь. Хозяин северного леса.

Изображение предоставлено publicdomainpictures.net


Не для кого не секрет, что самым почитаемым животным на Cевере Руси является медведь, или как его ёще называют, Хозяин. Давно известно, что корни этого почитания, несомненно, уходят в глубины истории. У славян и других индоевропейцев, с медведем связан самый настоящий культ. Это подтверждается повсеместным запретом на произнесение его имени.

«У славян до сих пор название этого зверя осталось в древней, иносказательной форме: Мёд-ведь, Вед-мідь – мёд ведающий» - считает Б.Рыбаков, а исконно запретная форма была, очевидно, близка к североевропейской BER, вспомним, что у нас зимнее жилище медведя повсеместно называется «берлогой», то есть логовом бера. В.Даль приводит ещё несколько наименований русского медведя: ведмедь, мечк, бирюк, лесник, ломака, ломыга, костоправ, куцый, косматый, космач, мохнач, мишук. Есть сведения, что в некоторых местах БелаРуси-Литвы и Северной Руси медведя называли «комом».



Многочисленные этнографические данные свидетельствуют о том, что далёкие предки наши верили в своё происхождение от медведя, отчего и называли его ласково «отцом», «дедушкой», «родным», «стариком», «батюшкой». Особенно чётко прародительская символика прослеживается в сюжетах русьских сказок.

Не секрет, что христианские идеологи вели непримиримую борьбу против медвежьего почитания, который органически слился с почитанием «волохатого» и не менее почитаемого в народе Волоса-Велеса. Именно в ходе этой борьбы, христианами были привиты медведю демонические черты. Так, например, возникли поверья, что "медведь знается с нечистой силой", что "лешему он брат родной", что "демоны являются человеку в образе медведя". В нашей же арийской традиции медведь всегда выступал в качестве противника всякой нечисти: при виде его чёрт обращался в бегство, а водяные оставляли облюбованные ими места. Для того, что бы скот плодился, в хлеву русьские крестьяне вешали череп и когти медведя, в ночь на Купалу, они ходили с медвежьей головой между скотом и закапывали её посреди двора. Подмосковные крестьяне еще в 20 веке вывешивали во дворах для охраны скота медвежью лапу, которую они называли «скотьим богом».



Почитаемый и в настоящее время "Медведь-камень" на реке Сухона. Вологда.

Все знают, что на Руси «скотьим богом» называли Велеса. Б.Рыбаков справедливо полагает, что почитание Велеса органически вырос из культа медведя. Любопытно, что особое значение имеет то, что название языческих жрецов – волхвы – также напрямую связано как с медведем, так и с Велесом. При совершении ритуалов волхвы облачались в медвежью шкуру, т.е. становились «волохатыми». В качестве обрядовой одежды медвежья шкура дожила до конца 19 века, а в изменённом виде до середины 20 го.



Ярославль. Место на котором стоял средневековый град. Вид с Волги.

Первые сведения о связи Велеса с почитанием медведя пришли из Ярославля, герб которого до сих пор украшает «хозяин». Напомним некоторые моменты из сказания о постройке града Ярославля: «…И се бысть селище, рекоша Медвежий угол, в нём же насельницы человецы, поганыя веры – языцы, злы суще… Идол, ему же кланяетеся сии, бысть Волос, серечь с...

Перепечатка краткого анонса выложенного в свободный доступ материала произведена в соответствии с ч.4 ГК РФ ст. 1274 "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях". Согласно ст. 1259 ч.4 ГК РФ, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются объектом авторского права.

Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.(Матф.9:9-13)

Категория: История | Просмотров: 3393 | Теги: культ, бер, медведь, арк | Рейтинг: 5.0/1

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем gaal_dev на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать, описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Всего комментариев: 3
1 gaal_dev  
0
Ух ты. Идут аналогии с русский медведь - Россия и с символом ЕР. Бер-еменность.

Можно оконтурить некий регион (Кавказ, Северное Причерноморье, Венгрия, Польша, Германия, Швейцария, т.е. практически тот же, в котором позже возникнет культура «дворцов из слоновой кости») в котором древнейшие пещеры свидетельствуют о ритуальном отношении палеолитического человека к медвежьим останкам. Черепа медведей здесь складывают в специальные ниши в пещерах или ямах, выложенных камнем и прикрытых каменными плитами (пещеры Вилдеманнлислох, Драхенлох, Петерсхёле, Зальцофен, Клюни, Регурду, Ветерница, Радоховская, уже появлявшаяся на страницах этой книги Ишталлошкё и т.д.). В Зальцхофене, кроме кострищ и трех четко ориентированных по оси восток – запад медвежьих черепов была найдена кость, обработанная в форме фаллоса, – первый случай фаллического культа оказался связан с неандертальцами. В Ильинской пещере близ Одессы кости медведей находились за специальной каменной оградой; череп медведя был обложен камнями.
Проанализировав огромную литературу вопроса, Б.А. Васильев утверждает, что культ медведя является чрезвычайно древним и отмечает его распространение в конце палеолита из Восточной Европы в Сибирь и далее в Северную Америку. Это мнение разделяет В.Г. Власов. «...Медвежий культ на Русской равнине надежно датируется палеолитом на том основании, что в конце периода он был занесен колонизационным потоком из Сибири в Северную Америку», – пишет он в работе «Формирование календаря славян».
В Великой Степи, тем временем, медведь уступил место волку, затем – быку, туру. Впрочем, тур, мамонт и медведь как объекты культа существовали практически одновременно: наиболее ранняя круговая конструкция вокруг черепа зубра обнаружена В.А. Городцовым в Ильской мустьерской стоянке.
Можем ли мы восстановить древнейшее, палеолитическое звучание имени тотемного зверя?
В России зимнее жилище медведя называется «берлогой», то есть «логовом бера», – замечает Б.А. Рыбаков в работе «Язычество древних славян». У славян до сих пор название этого зверя осталось в древней табуированной, иносказательной форме: «медведь» – «мед ведающий», а исходная, запретная форма br содержала в себе семантику сотворения из праха и порождения женщиной. По-немецки медведь – bör: и Берн, и Берлин означают «Медвежий город». Соболевский возводит корень к старославянскому брьние – ил, грязь, глина. Бренный – т.е. «сделанный из глины»; именно из бурой глины был создан Адам, «красной землей» назван в Писании и рай (Эдем). Вместе с тем: словенское brn – ил, грязь, но старочешское brnka – плацента, детское место, вспомним и русское беременность. «Английское название медведя bear совпадает с глаголами «рождать, носить, поддерживать», – замечает А.В. Кузьмин. – То же и в немецком: Bar – медведь, gebaren – рождать». Венгерское barlang – это пещера, так же как и русское берлога.
Корень br использовался, видимо, для наименования хтонического зверя как такового. Древнетюркское büri означало «волк»; но и русское бирюк имеет то же значение; хорошо известно русское барс и чеченское барз с идентичной семантикой (последнее – даже слишком хорошо). Существовал и вариант vr, var, впоследствии превратившийся в uar: староосетинское уарка, др.-англ. wearg, др.-в.-нем. warg, др.-исл. vargr, означавшими «волка», а затем «волко-человека», оборотня.
Известен еще один эвфемизм для наименования медведя: ком, косм, т.е. «косматый», «волосатый». Документы донесли до нас наименование славянского медвежьего праздника в форме комоедица, «поедание медведя». Добравшись до Греции, веселые весенние медвежьи обряды сохранили название Κομοεδια.

См здесь: http://vasilysergeev.mylivepage.ru/file/882/2867

Финно-угорское население называло медведя - «карг», от финского karhu – «медведь», отсюда названия северных городов - Каргополь (медвежий угол, медвежья сторона) и Карголом (древнее название современного Белозерска).

В Карпатах ведмедя називають "вуйко" (дядько тобто). Вважається, якщо назвати його по імені (ну ведмідь) тобто, то він почує й прийде


2 Людмила  
0
Во-первых, медведь был тотемом и почитаем далеко не везде на Руси.
Да и не всегда.
Во-вторых на первой картинке правильно нарисован на голове Велеса Бык, он же вол. Медведь здесь не причём.
Почитаемы на Руси были так же олень, сокол.Даже больше, чем медведь.

3 Zakrevskiy_Sergey  
0
Бер-Вел-Вол-Велес-Волос - ипостась Рода, хозяин загробного мира и богатств. Его культ существовал на всём протяжении развития суперэтноса русов и их потомков. Традиционно изобажался в виде вола-быка (Ближний Восток, Персия-Порусия, Индия) и в виде медведя (Европа, северная часть Евразии).

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]