Изображение предоставлено publicdomainpictures.net
Мама, давай играть: я буду добрый Кораблик, а ты – злая Родина».
Анфиса Пантелеева, москвичка, 3 года
КОСМОНАВТИКА И НАШЕ «КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ»
Нацию объединяет некая общая реальность, к которой относятся факторы рационального и иррационального характера. Описательная и статистическая социология показывает, что состояние нынешнего российского общества сильно отличается от того, в котором оно пребывало, будучи частью «советского народа». Сознание переформатировано, подсознание расторможено. Чем дальше в прошлое уходит советская эпоха, внутри которой я казалась самой себе полубогемной индивидуалисткой, тем чаще я задумываюсь о том, что Карл Густав Юнг назвал «коллективным бессознательным», и все чаще воспринимаю некоторые процессы и явления в обществе как его бунт. По теории Юнга, оно населено архетипами. Так вот, нынешние условия заметно актуализировали архетип «смерть–возрождение» с фиксацией на первой части.
Жизненная стратегия невозможна без идейно-информационного и материального обеспечения. Советская пропаганда была и крайне примитивной, и вполне виртуозной, но главное – до поры она была системной. К постсоветской этот эпитет не подходит. Рулевые советской пропаганды, видимо, считали народ инфантильным, как бы руководствуясь мнением Петра Чаадаева о русских: «Мы растем, но не созреваем».
Безусловно, управлять «взрослым» труднее, чем ребенком или подростком, а они и не искали трудностей. При этом эффективно задействовалось такое качество, как юношеский романтизм, без которого, думаю, были бы невозможны, в частности, прорывы в науке и космонавтике. Однако здесь есть и оборотная сторона: оно, по моему мнению, тормозило становление гражданской зрелости, а следовательно, и ответственности. Это отчасти и привело в начале 90-х к тому, что пар пошел в свисток: обличительный пафос в адрес прошлого как будто вобрал в себя ту энергию, которая была необходима для настоящего и будущего. И «воздух свободы» не столько прочистил, сколько одурманил мозги.
В результате важные начинания (демократизация, либерализация, экономические реформы), предпринятые малой группой активных романтиков, переквалифицировавшихся затем в прагматиков, оказались дискредитированными среди большей части общества, в среде пассивных романтиков. При этом «хорошим тоном» стали демонизация политических оппонентов с противопоставлением своего «хорошего» их «плохому», осуждение и обличение внешних и внутренних структур. Политический дискурс воспринимается теперь обычным законопослушным гражданином (не ньюсмейкером) приблизительно так, как это выразил один из персонажей Фазиля Искандера: «Ляй-ляй-конференция мине не надо!» Кроме законопослушных существуют еще и «горячие головы», а это – общественно опасное орудие в руках фанатиков и манипуляторов.
В наше время эклектичность и противоречивость пропагандистских потоков, льющихся в режиме «нон-стоп» и чуть замирающих в новогодние и майские праздники, способствует процессу атомизации общества. Это неизбежно приводит к конфликтности, иными словами – к стрелке с указанием «Bellum omniae contra omnes» (Война всех против всех). Высшая государственная власть адекватно в целом реагирует на последствия конфликтов, но не может пока создать эффективные механизмы для их предотвращения. Наверное, просто нет времени. Потому, думаю, создание некоего объединительного ресурса – задача общественных организаций и партий. Последние же, обращаясь к сознанию граждан, видимо, не приобрели еще достаточного иммунитета, чтобы без содрогания заглянуть в бездну «коллективного бессознательного».
WINNER’Ы–LOOSER’Ы И ЧУВСТВО СТИЛЯ
«– Вань, вот ужас, ведь все, что нам рассказывали про коммунизм, оказалось ложью!
– Не, Вась, ужас в том, что все, что рассказывали про капитализм, оказалось правдой».
У учащихся военных вузов до сих пор сохраняются н...
Перепечатка краткого анонса выложенного в свободный доступ материала произведена в соответствии с ч.4 ГК РФ ст. 1274 "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях".
Согласно ст. 1259 ч.4 ГК РФ, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются объектом авторского права.
Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним.
И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его:
для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные,
пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.(Матф.9:9-13)
Категория: Политика |
Просмотров: 1411
| Рейтинг: 0.0/0
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем sergii на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения.
Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать,
описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.