Суббота, 04.05.2024, 06:44
Приветствую Вас Гость | RSS
Календарь
«  Сентябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

SP

Форма входа

Это интересно
LF:
Нечто
Статистика

Рейтинг@Mail.ru


ML

Главная » 2011 » Сентябрь » 23 » Возможен ли в современной России переход к инновационному развитию и технологический рывок.
17:47
Возможен ли в современной России переход к инновационному развитию и технологический рывок.

Изображение предоставлено publicdomainpictures.net

Переход к инновационному развитию глазами разных поколений российской научно-технической интеллигенции

Существующая ныне в России политическая система не предоставляет институционального канала для выражения консолидированной точки зрения социальных слоев, ближе всего связанных с производством новых знаний и технологий. В результате формируется поле отчуждения между государством и технической интеллигенцией. И по мере того, как менталитет интеллигенции перестраивается под «рыночные» ценности, это отчуждение углубляется, ведя к снижению реальной эффективности труда в науке и образовании.

Решение выдвинутой президентом и правительством Российской Федерации задачи перехода страны к инновационному типу развития зависит от целого ряда взаимосвязанных социальных, социально-экономических, социокультурных и социотехнических факторов. Некоторые из них находятся в самом центре внимания политиков и социологов, они достаточно хорошо изучены как в рамках разносторонних эмпирических исследований, так и теоретически. Другими же занимаются очень мало или не занимаются вовсе, то ли не замечая их существования, то ли полагая, что они «сами собой приложатся» к «более важным» вопросам, таким, как привлечение иностранных инвесторов, вступление России в ВТО, состояние фондового рынка или «преодоление патерналистского отношения к государству» и внедрение в общественное сознание либеральных ценностей. А между тем на предшествующих этапах модернизации страны некоторые из этих факторов играли важную, если не решающую, роль, и им придавалось большое значение. Это относится, в частности, к такому социальному (и вместе с тем политическому) вопросу, как взаимопонимание между властью, осуществляющей ее политической элитой и той частью общества, которая в силу своих способностей и профессиональной подготовки способна к производству знаний как самой фундаментальной основы инновационных процессов.

Речь, понятное дело, идет об интеллигенции. Но здесь необходимы определенные уточнения. Они связаны с тем, что по мере насыщения повседневной жизни людей разнообразными машинами, включая электрические и электронные устройства, общество начинает функционировать и развиваться уже не столько как социальная, сколько как социотехническая система. Если же мы должны говорить о логике социотехнического развития и ее императивах, то ключевым вопросом эффективности инновационных обществ индустриального и постиндустриального типа, является то место, которое в них отводится социальным группам, жизнедеятельность которых по самому своему смыслу связана с осуществлением научно-технического прогресса. В первую очередь это, разумеется, научно-техническая интеллигенция – в несколько более широком значении данного термина, чем он обычно употребляется (мы бы включили в это понятие экспертов по социальной оценке техники, специалистов в области инженерной психологии и педагогики, историков науки и техники, философов и социологов, разрабатывающих проблематику современной технонауки и ее социальных последствий, а также ряд др.).

Обратившись к историческим фактам, нетрудно было бы показать, что во всех странах, пошедших по пути масштабной индустриализации, социальная значимость научно-технической интеллигенции быстро менялась в сторону возрастания. Однако особенно поучителен в этом плане опыт советской модернизации, которая была ни чем иным, как своеобразно отрефлектированным социотехническим проектом, целенаправленно ориентированным на быстрое (а с конца 20-х годов и форсированное) преодоление отставания России от самых передовых научно-технических держав.

Оставим сейчас в стороне вполне очевидный вопрос о социальных издержках данного социально-исторического эксперимента, равно как и мифологическую сторону той мечты об «американском размахе», которая явно просвечивает в «громадье» планов большевистской индустриализации. Рассмотри...



Перепечатка краткого анонса выложенного в свободный доступ материала произведена в соответствии с ч.4 ГК РФ ст. 1274 "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях". Согласно ст. 1259 ч.4 ГК РФ, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются объектом авторского права.

Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.(Матф.9:9-13)

Категория: Наука и техника | Просмотров: 2459 | Рейтинг: 5.0/1

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем sergii на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать, описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Всего комментариев: 1
1 slava51  
1
Всё верно.
Вся эта болтовня о модернизации не более чем пропагандистская болтовня и не более того.
О какой модернизации можно говорить с разваленной системой образования. Что могут сделать безграмотные недоучки привыкшие платить за оценки. blahblah

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]