15:15 Знание, стоимость и капитал. К критике экономики знаний. (часть 4) | |
Изображение предоставлено publicdomainpictures.net Тысячи групп борются сейчас против тех сил, общим знаменателем которых является приватизация всех областей жизни, а также подчинение рынку всех занятий и ценностей. Этот процесс выходит далеко за рамки приватизации преподавания, медицины и природных ресурсов. Он включает также превращение идей в рекламные лозунги, а улиц — в выставки рекламы. Он навязывает рекламу школам, продает как товар окружающую природу, отменяет трудовое право, патентует гены, создает генетически модифицированные продукты, покупает политических деятелей... Активисты [во всем мире] уже не ждут революции, а прямо переходят к действию по месту жительства, учебы, работы. [...] Борьба против глобализации превратилась в борьбу против частных монополий, а порой и против самого капитализма. [...] Действительно новым после Сиэтла является то, что организации по всему миру начинают объединять свою национальную и местную борьбу с глобальным ведением. Нападая на крупные фирмы, они вскрывают явную взаимосвязь социальных, экологических и экономических проблем (45). 5. Реальная стоимость и безмерное богатство: экстерналии (46) Я поставил рядом эти цитаты из Бена Багдикяна и Наоми Кляйн, поскольку они, дополняя друг друга, показывают две стороны одной и той же медали. Речь идет о том, что капитализм захватывает последние бесплатные богатства, экстерналии, которых он не производил и не в состоянии произвести, и что этот захват повсюду наталкивается на сопротивление. Чтобы подавить это сопротивление, капитал должен добиться того, чтобы культура интериоризировала его господство над ней. Он должен овладеть коллективной фантазией, общими для всех нормами и языком. Язык — важнейшее оружие в намечающемся конфликте: от владения языком зависит способность задумать и выразить сопротивление и его мотивы. Слова не виноваты, если они «наивно» впутывают в капиталистические социальные отношения то, что еще несколько лет назад казалось им непричастным. Я имею в виду, например, инфляцию слова «капитал», которое теперь выражает господствующий образ мыслей: «культурный капитал», «интеллектуальный капитал», «образовательный капитал», «капитал опыта», «социальный капитал», «природный капитал», «символический капитал», «человеческий капитал», и прежде всего — «капитал знаний», или «когнитивный капитал». На последнем основаны «когнитивный капитализм» и даже «общество знаний», которое, разумеется, является капиталистическим, поскольку «знания можно рассматривать как новую форму капитала, выражающую творческий потенциал современных обществ»(47). Эта «новая форма капитала» — а есть и другие — принципиально отличается, однако, от капитала в экономическом смысле. Она изначально приобретается и производится не для того, чтобы быть или оставаться частной собственностью. Напротив, знания пополняются новыми знаниями, когда их используют и сообщают другим. Изначально они накапливаются не для того, чтобы служить средством производства, а для удовлетворения страстной потребности в знаниях. Они сами по себе являются богатством и источником богатства, не производя ничего, годного на продажу. Они не умножаются, циркулируя в форме стоимости. Напротив, лишь став легко доступными всем, они становятся источником новых знаний. Следовательно, их свойства пункт за пунктом противоположны свойствам капитала в экономическом смысле. «Капитал знаний» может функционировать как капитал в рамках капитализма только в том случае, если он замаскирован ассоциациями с традиционными финансовыми и материальными формами капитала. Это не капитал в обычном смысле и он не служит в первую очередь производству товарной стоимости. Он не означает рождения гипер- или панкапитализма, напротив, в нем лежит зародыш отрицания и выхода за рамки капитализма, труда как товара и товарных отношений. К неразберихе с «новыми формами капитала» и капиталом в смысле политэкономии добавляет... Перепечатка краткого анонса выложенного в свободный доступ материала произведена в соответствии с ч.4 ГК РФ ст. 1274 "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях". Согласно ст. 1259 ч.4 ГК РФ, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются объектом авторского права. Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.(Матф.9:9-13) | |
|
Всего комментариев: 1 | ||
| ||