15:19 Знание, стоимость и капитал. К критике экономики знаний. (часть 5) | |
Изображение предоставлено publicdomainpictures.net Перед ними встает вопрос, как распространить принципы свободного способа производства на прочие виды общественно значимой деятельности, как превратить «труд» во всеобщий коммуникативный процесс взаимопонимания, ход которого воспринимается всеми участниками как их общее достояние, а результаты в принципе не допускают приватизации. По вопросу что, как и с какой целью производить, объединенные в единую сеть производители-пользователи должны иметь возможность договориться между собой без посредства рынка, и «с самого начала», пишет Вольф Геринг, предпринимать производство «как общую деятельность». «Таким образом, деньги станут не нужны и у капитала будет выбита почва из-под ног» (67). Капитализм знаний порождает в себе и из себя перспективу своей возможной отмены. В его недрах зреет зародыш коммунизма, «реально существующая анархо-коммунистическая экономика безвозмездной отдачи», как называл ее Ричард Брук, оспаривающая у капитала стратегически важную область распространения знаний и доступа к ним. Мы говорим не о чисто умозрительной перспективе. Мы говорим о практике, проводимой на самом высоком уровне людьми, без творческого коммунизма которых капитализм уже не может обойтись. Ш. Меретц пишет: Ростки нового всегда пробиваются в недрах старого. Они набирают силу, приобретают внутри старой системы функцию, которую уже нельзя игнорировать, затем их роль становится ведущей и в конце концов они превращают старую систему целиком в нечто новое, где все подчинено новой доминантной функции. Описанное развитие типично для диалектических процессов развития. [...] Конечно, Движение за свободные программы как таковое и как зародышевая форма свободного обобществления сможет утвердиться только в том случае, если оно действительно сделает шаг от «вещи в себе» к «вещи для себя» — а никаких гарантий этого не существует (68). 3. «Другой мир возможен» Позже нам придется остановиться подробнее на вопросе о сущности, передаче и разделах знаний. Пока нам важно отметить, что активные сообщества свободных программ принадлежат к сети воинствующих движений, которые хотят продемонстрировать возможность другой жизни и другого мира. «Реально существующий анархо-коммунизм» «свободных» — это практика, а не программа. Практика и есть программа. Цель не лежит за пределами действия. Именно по этому принципу действуют и другие участники движения против «превращения мира в рынок»: они хотят «изменить мир, не захватывая власть» (69), а делая власть господствующих учреждений и структур беспредметной и необоснованной; противопоставляя мировому влиянию капитала все расширяющиеся автономные сферы; возвращая себе то, что капитал отнял у граждан. Такое впечатление, что Движение за свободные программы и другие движения, такие как «Reclaim the Street», «Ya Basta!», «People's Global Action», «Un autre monde est possible» («Другой мир возможен»), «Via campensina» или «Запатисткая Освободительная армия» (которая, кажется, не произвела ни одного выстрела, однако сумела сплотить дюжину других движений вокруг общей хартии), что все они суть составляющие одного и того же движения, постоянно разделяющегося и вновь объединяющегося, чьей общей матрицей являются свободные сети: неиерархические, горизонтальные, децентрализованные сети, которые строятся на принципе консенсуальной демократии, по которому каждое предложение должно быть взвешено, обсуждено, разработано и обогащено общими усилиями всех. Не приходится ждать революции, которая насильственно свергнет существующую систему извне и сверху (70). Как пишет Паскаль Жоливе по поводу книги Химанена, Капитализм может функционировать только в том случае, если существуют поля деятельности, в которых человеческое поведение освобождается от капиталистической логики. [...] Этот парадокс — один из центральных для нашей эпохи. [...] Проблема, с которой сталкиваются предприятия в новой цифровой экономике, состоит в том, что успех капитализма возможен лишь в том случае, е... Перепечатка краткого анонса выложенного в свободный доступ материала произведена в соответствии с ч.4 ГК РФ ст. 1274 "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях". Согласно ст. 1259 ч.4 ГК РФ, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются объектом авторского права. Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.(Матф.9:9-13) | |
|
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем gaal_dev на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения.
Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать,
описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.
Всего комментариев: 1 | ||
| ||