Понедельник, 29.04.2024, 04:19
Приветствую Вас Гость | RSS
Календарь
«  Декабрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

SP

Форма входа

Это интересно
LF:
Нечто
Статистика

Рейтинг@Mail.ru


ML

Главная » 2010 » Декабрь » 3 » Знание, стоимость и капитал. К критике экономики знаний. (часть 5)
15:19
Знание, стоимость и капитал. К критике экономики знаний. (часть 5)

Изображение предоставлено publicdomainpictures.net


Перед ними встает вопрос, как распространить принципы свобод­ного способа производства на прочие виды общественно значимой де­ятельности, как превратить «труд» во всеобщий коммуникативный про­цесс взаимопонимания, ход которого воспринимается всеми участни­ками как их общее достояние, а результаты в принципе не допускают приватизации. По вопросу что, как и с какой целью производить, объ­единенные в единую сеть производители-пользователи должны иметь возможность договориться между собой без посредства рынка, и «с са­мого начала», пишет Вольф Геринг, предпринимать производство «как общую деятельность». «Таким образом, деньги станут не нужны и у ка­питала будет выбита почва из-под ног» (67).

Капитализм знаний порождает в себе и из себя перспективу своей возможной отмены. В его недрах зреет зародыш коммунизма, «реально существующая анархо-коммунистическая экономика безвозмездной отдачи», как называл ее Ричард Брук, оспаривающая у капитала стратегически важную область распространения знаний и доступа к ним. Мы говорим не о чисто умозрительной перспективе. Мы говорим о прак­тике, проводимой на самом высоком уровне людьми, без творческого коммунизма которых капитализм уже не может обойтись. Ш. Меретц пишет:

    Ростки нового всегда пробиваются в недрах старого. Они набирают силу, приобре­тают внутри старой системы функцию, которую уже нельзя игнорировать, затем их роль становится ведущей и в конце концов они превращают старую систему целиком в нечто новое, где все подчинено новой доминантной функции. Опи­санное развитие типично для диалектических процессов развития. [...] Конечно, Движение за свободные программы как таковое и как зародышевая форма сво­бодного обобществления сможет утвердиться только в том случае, если оно дей­ствительно сделает шаг от «вещи в себе» к «вещи для себя» — а никаких гарантий этого не существует (68).

3. «Другой мир возможен»

Позже нам придется остановиться подробнее на вопросе о сущно­сти, передаче и разделах знаний. Пока нам важно отметить, что актив­ные сообщества свободных программ принадлежат к сети воинствую­щих движений, которые хотят продемонстрировать возможность дру­гой жизни и другого мира. «Реально существующий анархо-коммунизм» «свободных» — это практика, а не программа. Практика и есть програм­ма. Цель не лежит за пределами действия. Именно по этому принци­пу действуют и другие участники движения против «превращения ми­ра в рынок»: они хотят «изменить мир, не захватывая власть» (69), а делая власть господствующих учреждений и структур беспредметной и необо­снованной; противопоставляя мировому влиянию капитала все расши­ряющиеся автономные сферы; возвращая себе то, что капитал отнял у граждан. Такое впечатление, что Движение за свободные программы и другие движения, такие как «Reclaim the Street», «Ya Basta!», «People's Global Action», «Un autre monde est possible» («Другой мир возможен»), «Via campensina» или «Запатисткая Освободительная армия» (которая, кажется, не произвела ни одного выстрела, однако сумела сплотить дю­жину других движений вокруг общей хартии), что все они суть составля­ющие одного и того же движения, постоянно разделяющегося и вновь объединяющегося, чьей общей матрицей являются свободные сети: неиерархические, горизонтальные, децентрализованные сети, кото­рые строятся на принципе консенсуальной демократии, по которому каждое предложение должно быть взвешено, обсуждено, разработано и обогащено общими усилиями всех.

Не приходится ждать революции, которая насильственно свергнет существующую систему извне и сверху (70). Как пишет Паскаль Жоливе по поводу книги Химанена,

    Капитализм может функционировать только в том случае, если существуют поля деятельности, в которых человеческое поведение освобождается от капиталисти­ческой логики. [...] Этот парадокс — один из центральных для нашей эпохи. [...] Проблема, с которой сталкиваются предприятия в новой цифровой экономике, состоит в том, что успех капитализма возможен лишь в том случае, е...

Перепечатка краткого анонса выложенного в свободный доступ материала произведена в соответствии с ч.4 ГК РФ ст. 1274 "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях". Согласно ст. 1259 ч.4 ГК РФ, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются объектом авторского права.

Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.(Матф.9:9-13)

Категория: Экономика | Просмотров: 1068 | Теги: Когнитивный капитализм, критика, экономика знаний | Рейтинг: 0.0/0

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем gaal_dev на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать, описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Всего комментариев: 1
1 gaal_dev  
0
ух ты

> Капитализм знаний порождает в себе и из себя перспективу своей возможной отмены. В его недрах зреет зародыш коммунизма, «реально существующая анархо-коммунистическая экономика безвозмездной отдачи», как называл ее Ричард Брук, оспаривающая у капитала стратегически важную область распространения знаний и доступа к ним. Мы говорим не о чисто умозрительной перспективе. Мы говорим о прак­тике, проводимой на самом высоком уровне людьми, без творческого коммунизма которых капитализм уже не может обойтись.


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]