21:22 Я и моя страна: Русское вуду | |
![]() Изображение предоставлено publicdomainpictures.net На одном острове есть две страны — Республика Гаити и Доминиканская Республика. Гаити — самая бедная страна в своем полушарии, Доминиканская Республика — типичное латиноамериканское общество, живущее не слишком богато, но с удовольствием. ВВП на душу населения здесь превысил $8000, что по нашим меркам немного, но в шесть раз больше, чем у соседей в Гаити, где 80% населения живет за чертой бедности. В мировых индексах коррупции и человеческого развития Гаити в самом низу, Доминиканская Республика — в середине. В XVIII в. территория нынешней Гаити была заметной колониальной державой и важнейшим поставщиком сахара в Европу. Сейчас это страна, постоянно нуждающаяся в помощи, и не только в связи с землетрясением. Разными страны выглядят даже с самолета: леса в Гаити вырублены, а у соседей зеленеют, как и раньше. Природных богатств и плодородных земель Доминиканской Республике досталось больше, но незначительно. Широта, на которой располагаются две страны, сама по себе не много значит: если проследите по глобусу, то увидите, что на этом уровне найдутся и бедные, и богатые. Есть бедные африканские страны, Мьянма и Лаос, но есть и Гавайи, и Саудовская Аравия, и промышленно развитые Тайвань и Гонконг. Почему же две страны живут настолько по-разному? Роль США? Политика? Зигзаги истории привели Доминиканскую Республику к сравнительно демократическому настоящему. Политическая история Гаити — череда жадных диктаторов. Но политики ведь берутся откуда-то. Лоренс Харрисон, инициатор (вместе с Самуэлем Хантингтоном) проекта Culture Matters, уверен, что причина в культурных различиях. Большинство гаитян практикуют вуду — систему верований и прикладной магии, вывезенную из Африки и укоренившуюся в Центральной Америке. «И дурное, и хорошее гаитянин приписывает духам, которых постоянно должен ублажать <...> Причины событий для человека, воспитанного в вудуистской традиции, внешние, а не внутренние, как, например, у тех, кто рос в иудейской или христианской традиции (чувство вины, греха). Вывод причин вовне позволяет ограничивать ответственность за происходящее, но это ограничивает и потенциал человека», — пишет Уоллес Ходжес, миссионер, проживший много лет на Гаити. Склонность переносить источник событий вовне, в том числе на других людей, каждый из которых может тайно наслать на вас какого-нибудь духа, ведет к подозрительности и недоверию. «Общество, в котором процветают магия и колдовство, — больное общество, где царит напряженность, страх и моральный разброд. Магия — это механизм управления конфликтами и поддержания статус-кво, т. е. препятствие к развитию», — пишет экономист из Камеруна Даниэль Этунга-Мангуэле. Недоверие — серьезная причина экономических проблем. Вуду порождает фатализм, препятствует развитию инициативы, рациональности, стремления к личным достижениям и образованию, пишет африканский ученый. Я понимаю, что ступаю на зыбкую почву. История Гаити — это пример из книжки. Может быть, авторы не правы и вуду на самом деле очень хорошая религия. Может быть, они упрощают: общество формируют многие факторы, не только религия предков. Меня, конечно, во всем этом интересует российская, а не гаитянская или африканская история. Я вырос в России и в собственной повседневной жизни постоянно сталкиваюсь с отсутствием инициативы, недостатком рациональности, фатализмом и неверием в собственные силы, неверием в возможность честного заработка. Сталкиваюсь с теми же качествами и в опросах общественного мнения. И в жизни, и в опросах я вижу недоверие к другим, постоянное ожидание подвоха. Исследования показывают, что чем ниже уровень межличностного доверия, тем сильнее желание ограничить другого, которому... Перепечатка краткого анонса выложенного в свободный доступ материала произведена в соответствии с ч.4 ГК РФ ст. 1274 "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях". Согласно ст. 1259 ч.4 ГК РФ, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются объектом авторского права. Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.(Матф.9:9-13) | |
|
Всего комментариев: 0 | |