19:05 Пора заканчивать «большую игру | |
Изображение предоставлено publicdomainpictures.net Хватит рассматривать Южный Кавказ как геополитическую «шахматную доску». «Тройка» небольших самопровозглашенных образований - Абхазия, Южная Осетия и Нагорный Карабах - существует как бы в «сумеречной зоне»: отделившись от Грузии и Азербайджана, в чей состав они входили в советские времена, эти республики так и не обрели полномасштабного суверенитета. Сотни тысяч беженцев по-прежнему не могут вернуться в родные дома. В регионе царят нищета и безработица. Миллионы людей трудятся за рубежом - в основном в России - в качестве гастарбайтеров. Ответственность за это прискорбное положение дел несут как внутренние, так и внешние силы. В чем же виноваты «внешние силы»? На мой взгляд, причина состоит в том, что наши неверные перцепции и истолкования усугубляют и без того негативные политические процессы в странах Южного Кавказа. В этой связи хотелось бы выделить три опасных «миража» - ошибочные подходы к ситуации в регионе, чье воздействие можно охарактеризовать как однозначно деструктивное. Первый из этих «миражей» появился уже давно: Кавказ рассматривается как огромная «шахматная доска», на которой великие державы передвигают местные «фигуры», словно пешки, в собственных интересах и по своему усмотрению. На самом деле это не так. Напротив, как бы ни менялась геополитическая «погода», местные силы манипулируют великими державами как минимум не меньше, чем сами подвергаются манипуляциям. Кавказ и в 21 веке остается Кавказом со всей своей сложностью и многообразием, а не ассимилированной «провинцией» России, Турции или Ирана. Возможно, у народов региона не хватает сил, чтобы добиться процветания, но они по-прежнему в состоянии не допустить, чтобы их «растворили» большие соседи. Можно назвать эту ситуацию «балансом незащищенности». За свою долгую историю азербайджанцам, армянам, грузинам и более малочисленным этническим группам, проживающим на Кавказе, много раз удавалось выстоять под пятой иноземных завоевателей и избежать ассимиляции. Конечно, ценой выживания становились «пакты с дьяволом» в лице великих держав: азербайджанцы создавали альянсы с турками и британцами, грузины - с немцами и британцами, а армяне, абхазы и осетины - с русскими. В прошлом веке державой, определявшей судьбы региона в наибольшей степени, была Советская Россия: правда, в этот период она старалась не столько урегулировать противоречия на Кавказе, сколько «подавить» их. Начиная с 1920 года регион находился под удушающей авторитарной властью Советов. В конце горбачевской эпохи, когда коммунистический режим рухнул, маятник качнулся в другую сторону. 1991 год во многом был похож на 1919-й: абхазы и осетины искали у России помощи против грузинского национализма, в котором они усматривали угрозу своему существованию, а только что получившая независимость Грузия стремилась заручиться защитой новых союзников - западных держав - от России, чьи действия, по мнению Тбилиси, представляли опасность для республики. И вот наступил август 2008 года: давно копившаяся под спудом напряженность превратила Южную Осетию в арену самого серьезного столкновения между Москвой и Вашингтоном после окончания «холодной войны». Когда речь идет о таком запутанном клубке взаимоотношений, более верным представляется сравнение не с шахматной доской, а с замком из костяшек домино - достаточно сдвинуть одну из них, и все сооружение рухнет. Вторым «миражом» следует считать тезис о том, что над регионом и сегодня «нависает» русский медведь, готовый в любой момент обрушиться на беззащитные кавказские народы. На мой вз... Перепечатка краткого анонса выложенного в свободный доступ материала произведена в соответствии с ч.4 ГК РФ ст. 1274 "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях". Согласно ст. 1259 ч.4 ГК РФ, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются объектом авторского права. Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.(Матф.9:9-13) | |
|
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем sergii на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения.
Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать,
описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.