22:55 Великий Китай и грязная Европа |
Изображение предоставлено publicdomainpictures.net На корабле, который побольше, китайский путешественник, флотоводец и дипломат Чжэн Хэ совершил в 1405-1430 годах семь морских военно-торговых экспедиций в страны Индокитая, Индостана, Аравийского полуострова и Восточной Африки.
Да, а что там за тазик слева едва заметный бултыхается? А не извольте беспокоиться — то флагманский кораблик "Санта Мария" одного грязного волосатого варвара из какой–то там европки. Колумб его фамилия, да. Он тогда ещё и не родился даже. Припозднилась нищая европка: напряглась и снарядила, вот, три таких посудинки в 1492 году, надо же. В Европе хотели денег. Что ещё могут хотеть слаборазвитые дикари, право.
Флот Чжэн Хэ составляли 62 больших, длиной более 50 метров, корабля, число более мелких в летописях не указывается. Известно, что в каждой экспедиции корабли суммарно вмещали более 30 тыс. человек. Флагманский корабль, макет которого на фото, имел длинну 164—183 метра.
Одной из главных причин, побудивших Китай предпринять морские экспедиции, было стремление императора поднять авторитет Китая путём активной международной торговли и внешних межгосударственных отношений. В условиях признания подданства китайским императорам практически всеми прилегающими странами император стремился не просто убедить дальних соседей в превосходстве своей армии и флота, но продемонстрировать военный и экономический потенциал Поднебесной как мирного партнера и соседа. Также экспедиции призваны были произвести картографическую съемку местности и носили в какой-то мере научный характер. Особенно важным представлялся поиск и отбор экзотических животных и растений, представлявших интерес для медицины.
В противоположность европейцам, китайцы не были заинтересованы в покорении новых территорий. Также, в отличие от европейцев, они не стремились основать там фактории или базы, и тем более ввести свою религию. Основной целью китайских мореплавателей было установление дружественных дипломатических отношений, причем оружие шло в ход только в случае, если им приходилось сталкиваться с враждебным к себе отношением.
Движущей силой европейских исследований было стремление к наживе, при полном безразличии к тому, каким способом будет достигнуто прибавление капитала (потому в ход шло все, начиная с торговли пряностями, кончая работорговлей). В свою очередь, китайская коммерция носила в основном государственный характер, и преследовала своей главной целью открытие новых торговых путей. Чжэн Хэ без особого труда мог захватить все приморские княжества Суматры и Малабара и овладеть Явой, Малаккой и Цейлоном, мог подорвать торговые связи гуджаратских, бенгальских, арабских и иранских купцов со странами Малайского архипелага и Индокитая и закрыть мусульманским купцам все дороги на Дальний Восток, но в подобных мерах Империя Мин не испытывала никакой нужды.
Вообще, в средневековом Китае философско-этические концепции оценивали торговлю с целью наживы как низкое и недостойное занятие.
Интересно, что, родившись в Китае, Чжэн Хэ не был этническим китайцем (хань) по национальной принадлежности, но относился к так называемым сэму. Согласно семейному преданию, родители Чжэн Хэ приходились родственниками Сейиду Аджалу Шамсу ад-Дин Омару, выходцу из Бухары, одному из военачальников Чингисхана, который сумел покорить провинцию Юньнань и превратиться в ее правителя.
|
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем Observer на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения.
Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать,
описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.
Всего комментариев: 1 | |
| |