21:35 Жаргонизация литературного языка | |
![]() Изображение предоставлено publicdomainpictures.net ![]() Одна из самых заметных и удручающих черт современной русской речи наряду с ее бездумной и безумной американизацией - это, пожалуй, активная жаргонизация. В широком смысле слова под жаргоном понимают речь тех или иных замкнутых социальных групп общества, включая и языки профессиональные. Однако чаще всего, когда говорят о жаргоне, имеют в виду язык деклассированных, социально опасных групп людей - воров, жуликов, картежников и им подобных.
Жаргон как тайный язык по его сути противостоит не только общепонятному литературному языку, но и языку разговорному во всех его формах.
Напрашивается вполне резонный вопрос: какие же причины породили столь неконтролируемый доступ в русский литературный язык конца XX века обширных пластов лексики явно уголовного происхождения?
Прежних догм не стало. Общественные идеалы, включая и нравственно-этический потенциал русской классической литературы, признанной, кстати, одним из трех величайших достижений человечества наряду с Античностью и Возрождением, оказались мишенью для безудержных осмеяний. Авторитеты были ниспровергнуты. Парадокс, но факт: даже литературный язык советского периода, именно тот язык, который и получил статус мирового, одного из языков ООН, усилиями некоторых филологов-конъюнктурщиков был объявлен языком тоталитарной системы. Иные из них и по сей день продолжают бездумно и благодушно эксплуатировать эту идею. Как будто не в советский период поддерживали высокую планку речевой культуры Горький и Шолохов, Паустовский и Кони, Чуковский и Андроников, Виноградов и Щерба, радио и телевидение, театры и газеты... Как будто в 70-80-е годы в 95 странах мира (!) его изучали за то только, что он был языком тоталитарной системы... Когда мы говорим о причинах наступления на нас уголовной или полууголовной лексики, то ни в коем случае не должны игнорировать и того обстоятельства, что с самых высоких трибун торжественно подтверждалась допустимость всего, что не запрещено законом! Тем самым официально отменялись всякие рамки, вне которых культура в принципе немыслима. Декларировалась свобода, граничащая с анархией. Все это неизбежно активизировало (по-другому не могло и быть!) разрушительные начала, заложенные в человеке, не управляемом предписаниями (нормами) личного и общественного поведения.
Среди всех стилей русского литературного языка единственно востребованным, как это ни грустно, оказался самый низкий, причем в его необузданно-уличном варианте. Средний, высокий, собственно повседневный стили языка просто перестали или почти перестали функционировать - их отодвинули в сторону. Перепечатка краткого анонса выложенного в свободный доступ материала произведена в соответствии с ч.4 ГК РФ ст. 1274 "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях". Согласно ст. 1259 ч.4 ГК РФ, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются объектом авторского права. Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.(Матф.9:9-13) | |
|
Всего комментариев: 0 | |