15:53 Арабы, булгары и русы: встреча на Волге | |
Изображение предоставлено publicdomainpictures.net Ахмад Ибн-Фадлан не добился успехов в политике, зато вошел в историю как талантливый полевой этнограф Описание страны булгар абского путешественника Ибн-Фадлана начинается с упоминания о том, что на небе сражались два отряда всадников. Булгары рассказали, что «…эти [всадники] принадлежат к верным и неверным джиннам. Они сражаются каждый вечер и, право же, с тех пор, как они существуют [на свете], ни одной ночи они не бывают отсутствующими в этом [сражении]. И мы всегда это таким образом видим». Как доказали исследователи, это описание полярного сияния. Так легенда эстов через рассказ булгар попала в повествование Ибн-Фадлана, а оттуда — в «Книгу 1001 ночи». Фото (Creative Commons license): Nick Russill 21 июня 921 года Багдад покинула дипломатическая миссия во главе с Сусаном ар-Раси, посланная халифом аль-Муктадиром (908–932) в Волжскую Булгарию к местному владетелю эльтеберу Алмышу. Однако по одной из частых причуд истории в памяти поколений из всех действующих лиц сохранился только Ахмад Ибн-Фадлан, скромный секретарь посольства. Этот арабский рассказчик загадал ученым и читателям одну из самых увлекательных загадок, связанных с началами Руси и сопредельных народов. Кем же были эффектные и страшноватые русы, которых так красочно описал в своей «Записке» («Рисале») Ибн-Фадлан? Степная геополитика Ибн-Фадлан уверенно вошел в историю благодаря своему дару рассказчика и наблюдателя, проявившемуся в составленной им записке об увиденном по пути и на берегах Волги. Полностью его звали Ахмад ибн-Фадлан ибн-аль-Аббас ибн-Рашид ибн-Хаммад; высокие способности помогли ему добиться покровительства завоевателя Египта Мухаммеда ибн-Сулеймана, и миссия Ибн-Фадлана стала кульминационным моментом в определении расстановки политических и конфессиональных сил в прикаспийском регионе в Х веке. Политическая ситуация на Волге и Каме в начале Х века была такова: лидером союза местных тюркских племен сделался правитель Волжско-Камской Булгарии Алмыш (Алмаз), который не желал подчиняться хазарам. Как часто бывает в подобных случаях, Алмыш искал точки опоры на стороне — у арабов, куда он и отправил гонцов, приглашая к себе ответное посольство. Багдадскому халифу Булгария представлялась не только новым плацдармом для усиления позиций ислама (до Алмыша булгары были тенгрианцами — небопоклонниками), но и прекрасным коммерческим форпостом. Миссии предстояло искать торговые привилегии и вручить эльтеберу деньги на строительство мечети и крепости. Забегая вперед, скажем: политического успеха посольство не достигло, так как посланникам не удалось набрать необходимую сумму, а эльтебер, раздраженный недостачей, отказался сменить маликитскую юридическую систему ислама на принятую в Багдаде ханифитскую. (Оба эти течения относятся к суннизму и различаются степенью восприятия новых принципов: ханифитская школа выделялась большей гибкостью и охотно принималась кочевниками; маликитская же характерна для более строгих приверженцев предания.) Почему всех — и в Булгаре, столице Булгарии, и в далеком Багдаде — так раздражала Хазария? Дело в том, что это государство уже давно контролировало основные торговые пути из современной Восточной Европы в переднеазиатские земли. Путь, лежавший по западному берегу Каспия до дельты Волги и затем вверх по великой реке, был одним из ключевых. Выше на Волге находилась знаменитая Переволока, где торговая артерия разделялась на две — одна продолжалась на север, к варягам, а другая уходила на Дон, и обе эти нити еще с VII века держали под контролем хазары. На том же самом пути стоял и Булгар, где с IX столетия процветала торговая фактория. Там же арабские купцы встречались с русами, которых и описал Ибн-Фадлан. Выше по матушке-Волге арабы не ходили — распространялись слухи о том, что севернее Булгара чужеземцев убивали. Впечатление от этих русов у арабов сложилось столь сильное, что в Х век... Перепечатка краткого анонса выложенного в свободный доступ материала произведена в соответствии с ч.4 ГК РФ ст. 1274 "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях". Согласно ст. 1259 ч.4 ГК РФ, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются объектом авторского права. Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.(Матф.9:9-13) | |
|
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем gaal_dev на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения.
Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать,
описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.
Всего комментариев: 0 | |