12:29 Интеллигенция и кризис социума | |
Изображение предоставлено publicdomainpictures.net В эпоху кризисов, когда система начинает давать сбои, в обществе часто проявляются антиинтеллигентские настроения. Становится модно ругать интеллигенцию, вообще отрицать право на существование этой прослойки. Для российского общества последних полутораста лет такие настроения - просто общее место. Но это - тупиковый и ущербный подход. "Интеллигенция" т.е. профессиональные хранители и разработчики духовной и интеллектуальной традиции есть необходимая часть любой цивилизации. В нашей цивилизации, стоит отметить, эта традиция - большей частью письменная. Причем еще вот что важно: интеллигент одновременно и разработчик, и хранитель. Разрабатывать традицию значит соизмерять ее с протекающим временем. Соответствующие социальные механизмы следят за соотнесением этих двух функций (так, например, в европейской традиции со времен Средневековья университетский преподаватель обязан быть и ученым). Любое общество имеет идеологию - то есть стратегию поведения, а также культуру - то есть свод правил и норм, который усваивается членами общества в процессе социализации и который передаётся из поколения в поколение. Поскольку в любом обществе существует разделение ролей - гендерное, социальное. возрастное - то и культура и идеология тоже имеет сложносоставной характер. В любом обществе существует также и интеллектуальная страта - разработчики, хранители, интерпретаторы, учителя и передатчики интеллектуальной традиции. Именно людей этой страты мы и именуем "интеллигенция". Интеллигенция - это круг людей культуры, т.е. тех, чьими знаниями и усилиями создается и поддерживается ценности, нормы и традиции культуры. У этой страты, т.е. у интеллигенции, имеется две основные социальные функции: 1. Ими вырабатывается идеология - т.е. вырабатываются направления развития общества, вырабатываются и интерпретируются нормы культуры, а так же создаются социальные и практические (сейчас мы называем их научно-технические) технологии и разработки. Они же осуществляют обучение членов социума, распространяют в обществе выработанные идеологемы и культурные навыки. Их усилиями создается и поддерживается соответствующая социальная инфраструктура. 2. Непосредственное руководство практической жизнью социума. В здоровом обществе такое руководство осуществляется согласно вырабатываемым идеологемам, а обе социальные функции выполняет один и тот же круг людей. По мере разбалансировки общественного механизма "интеллектуалы" и "власть" все дальше и дальше расходятся. Сначала хранители и разработчики духовной и интеллектуальной традиции отделяются от людей власти, но последние еще пользуются вырабатываемыми "интеллектуалами" идеологемами и практическими рекомендациями. При нарастании общественного кризиса исчезает и это соотнесение - две вышеперечисенные социальные функции полностью расходятся. Токвиль писал о причинах революционной катастрофы во Франции: "В Англии политических писателей нельзя было отделить от государственных деятелей: первые вводили в практику новые идеи, а последние исправляли и ограничивали теории с помощью фактов; во Франции же политический мир как бы распадается на две отдельные области, не имевшие никаких сношений между собою. В одной из них управляли, в другой - устанавливали отвлеченные принципы... То обстоятельство, что все политическое воспитание великого народа было целиком выполнено литераторами - обстоятельство, совершенно новое в истории, было едва ли не главной причиной, сообщившей французской революции ее особый дух и приведшей к тем результатам, которые мы видим". Токвиль А. Старый порядок и революция. М., 1911. С. 145, 147. Замечанние очень точное, кроме одной детали: что это есть "обстоятельство, совершенно новое в истории". Наоборот - подобный разлад общественного организма, как было сказано выше -типичен для обществ, ставших на путь гибели. Еще один признак разбалансировки общественного организма - противопоставление "государства" и "интеллигенции", "государства" и народ... Перепечатка краткого анонса выложенного в свободный доступ материала произведена в соответствии с ч.4 ГК РФ ст. 1274 "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях". Согласно ст. 1259 ч.4 ГК РФ, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются объектом авторского права. Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.(Матф.9:9-13) | |
|
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем gaal_dev на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения.
Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать,
описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.
Всего комментариев: 1 | ||
| ||