Суббота, 04.05.2024, 05:50
Приветствую Вас Гость | RSS
Календарь
«  Ноябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

SP

Форма входа

Это интересно
LF:
Нечто
Статистика

Рейтинг@Mail.ru


ML

Главная » 2010 » Ноябрь » 17 » Ислам и радикализм. «Узловая» причина радикализации мусульман в современном мире
12:54
Ислам и радикализм. «Узловая» причина радикализации мусульман в современном мире

Изображение предоставлено publicdomainpictures.net


При анализе процессов радикализации мусульманских сообществ перед нами встает ряд проблем, которые не только затрудняют сам процесс анализа, но и в определенной мере искажают результаты исследований.

Проблемы изучения

Первая проблема, которая нас подстерегает на этом пути, заключается в том, что данные процессы, кстати, как и многие другие, имеющие место в исламском мире, западные и российские ученые пытаются рассматривать с помощью европейского, западного, весьма далекого от исламской культуры научно-аналитического инструментария.

В подавляющем большинстве исследований аналитикам так и не удается схватить, понять и объяснить суть происходящего, поскольку при анализе используется концептуальный инструментарий, выработанный для исследования иных объектов и процессов. Как пишет российский исследователь В.Шевелев, происходящее в исламском мире рассматривается в категориях, выработанных для осмысления не-ислама (в первую очередь, христианства). К тому же, современная отечественная политология, культурология и социология – во многом порождение западноевропейской рациональной культуры. Эти парадигмы описывают западноевропейскую реальность. Но реальность исламского мира не тождественна европейской[1].

Трудности охвата и постижения сути изучаемого явления исследователи пытаются компенсировать применением междисциплинарного подхода. Для изучения такого сложного и многопланового явления, как радикализация общин верующих этот подход верен вдвойне. Тем не менее, данный подход, как нам кажется, должен дополняться разработкой и применением особого, «понимающего» подхода в изучении радикализма, который позволит ученому глубже исследовать и раскрыть истинные причины этого явления.

Однако нам представляется обоснованным, что для исследования данного процесса, протекающего в другом культурном, ментальном, цивилизационном измерении, междисциплинарный подход обязательно должен быть сопряжен с подходом «межцивилизационным». Данный подход, на наш взгляд, должен заключаться в том, чтобы при анализе исламской социальной реальности, мира идей, законов формирования и развития массового сознания, непременно опираться не только на труды западных исследователей, но и на мнения, мысли и суждения представителей того мира, который мы изучаем. То есть на работы исламских ученых, проповедников, имамов, духовных и политических лидеров.

Вторая проблема связана с тем, что нам обязательно надо выяснить, является ли нынешняя радикализация мусульманских общин результатом случайного, выпавшего именно на наш век, причудливого переплетения в один узел временных, не связанных друг с другом проблем, могущих быть разрешенными поодиночке и по очереди. Или же она представляет собой лишь первую волну внешних проявлений более глубинных, более масштабных и долгосрочных тектонических процессов внутри исламского мира, которые еще не одно десятилетие будут сотрясать и деформировать сложившийся в мире порядок отношений и расстановку сил.

Это позволит нам определить методы и масштабы необходимых к разработке программ для противостояния этому явлению. Если радикализация и порождаемые ею экстремизм и терроризм – это результат маргинализации и преступных, античеловеческих действий кучки отщепенцев – тогда оправданы силовые методы борьбы с этим явлением. Если же нарастающая по всему миру радикализация мусульман есть общая глубинная реакция мусульманских масс на какие-то неразрешимые внутренние противоречия или внешние проблемы, тогда надо искать совершенно другие методы. Потому что народное возмущение в таких масштабах – это уже не мятеж, ведомый группой авантюристов, а серьезный показатель необходимости кардинальных трансформаций и перестройки всех прежних стандартов и моделей мироустройства.

Третья проблема связана с невероятной широтой рассматриваемого явления. Радикализм мусульман, как известно, проявляется на нескольких уровнях:

в идейной сфере он проявляется как приверженность жестким трактовкам такфира – концепции ортодоксального ислама, служащей ...

Перепечатка краткого анонса выложенного в свободный доступ материала произведена в соответствии с ч.4 ГК РФ ст. 1274 "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях". Согласно ст. 1259 ч.4 ГК РФ, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются объектом авторского права.

Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.(Матф.9:9-13)

Категория: Религия | Просмотров: 2279 | Теги: традиционный ислам, исламский радикализм | Рейтинг: 0.0/0

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем gaal_dev на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать, описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]