Изображение предоставлено publicdomainpictures.net
От редактора сайта.
"Выиграть БИТВУ за умы на ФРОНТЕ российского образования" - такую воинственную задачу ставит перед русским православием руководитель петербургского христианского вуза. Мы помещаем его статью на нашем атеистическом сайте, чтобы показать степень неприкрытых притязаний РПЦ на роль главного и единственного воспитателя российской учащейся молодежи, сопровождая комментарием ученого-педагога, стоящего на позиции неприятия этих сумасбродных претензий.
СПОСОБНО ЛИ ПРАВОСЛАВИЕ ВЫИГРАТЬ БИТВУ ЗА УМЫ НА ФРОНТЕ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ?
1. О СТРАТЕГИИ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Продуктивная жизнедеятельность страны не может быть организована чисто финансовыми и политическими инструментами. Комплексный характер имели стратегии Петра I, Екатерины II, Ленина, Сталина, Хрущева и даже Брежнева. При очевидной несопоставимости они включали в себя модели развития геополитики, экономики, управления, культуры, образования, науки и идеологий. Что касается осуществляемых ныне либеральные реформы, то они страдают отсутствием национальной идеологии. Голый антикоммунизм исчерпал себя.
В России коммунизм победил антикоммунизм под лозунгом свободы и справедливости, основой чего можно считать ветхозаветную (новозаветную по источнику) идею земного воздаяния каждому по заслугам. В настоящий момент она истощается на социальном уровне. В антикоммунистической идеологии проводимых в России либеральных реформ языческая и христианская потенция свободы эклектически смешаны. Язычество растворяет человеческую личность в объективном бытии - стихиях, страстях, обстоятельствах и интересах, тогда как христианство исходит из убеждения, что человек как подобие Творца выше внешних обстоятельств и способен их преодолеть. Идеология современного российского антикоммунизма предлагает человеку свободно отдаться стихиям естественных страстей и социальных обстоятельств. В этом она не дотягивается до ветхозаветной концепции свободы как тотального подчинения человеческой воли божественной. Доминирование какого-либо из духовных оснований, определяющих либеральные реформы, задаст определенный вектор развития российского общества. Но какой?
2. ФУНКЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ЛОКАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. ПРАВОСЛАВИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Система образования - та сфера, где культура себя культивирует, с помощью которой цивилизация воспроизводит самое себя, одновременно сохраняясь и модифицируясь. Россия исторически формировалась под воздействием суммы факторов - этнического, инокультурных влияний, духовного. Важнейшим обстоятельством является восприятие Русью христианства в его восточной (византийской) форме. Для христианина очевидно, что Православие будет и впредь являться фактором развития российской цивилизации. Вопрос лишь в том, в какой степени и в каком качестве - как субкультура или как творческая основа культурно-исторического процесса в целом. Проблема соотношения указанных способов влияния Православия на судьбу России более чем актуальна для церкви.
Как субкультура Православие, безусловно, сохранится и скорее всего внешне укрепится, может быть, вернет и даже усилит льготы привилегированной государственной религии. Вопрос в том, не превратится ли оно на этом пути в музей древностей, а священническое сословие - в одну из привилегированных социальных групп по типу жреческой касты, забыв в процессе самосохранения о своей миссии. Такой шанс у церкви есть.
3. СИСТЕМА БОГОСЛОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Конституирование Православия предполагало создание соответствующей образовательной модели, что и было сделано посредством преобразования Славяно-греко-латинской Академии из общеобразовательного учреждения в духовную школу, а место общеобразовательного занял Московский университет. В последующем система богословского образования развивалась по закрытому типу. Большевистские реформы превратили Православие в задворки сов...
Перепечатка краткого анонса выложенного в свободный доступ материала произведена в соответствии с ч.4 ГК РФ ст. 1274 "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях".
Согласно ст. 1259 ч.4 ГК РФ, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются объектом авторского права.
Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним.
И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его:
для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные,
пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.(Матф.9:9-13)
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем gaal_dev на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения.
Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать,
описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.
кви не только льготы и преимущества, но и усиление государственного контроля над ней. Это противоречило бы логике развития государственно-конфессиональных отношений в мире, для которой характерно освобождение религиозных организаций как от исключительных преимуществ, связанных со статусом "государственных", так и от соответствующего вмешательства государства в их внутреннюю жизнь.
Второй вывод менее очевиден. Секуляризованное плюралистическое общество, не защищенное от экспансии западной массовой культуры, от морально-нравственного релятивизма, сложно назвать блестящей перспективой для России. А ведь именно к этому ведет нас так называемый "антиклерикализм", выступающий фактически против любых попыток объединения здоровых сил общества вокруг традиционных религиозных идеалов.
При всех издержках, возможных в случае дальнейшего усиления РПЦ, следует признать, что критика антиклерикалов носит неконструктивный характер и не сопровождается выдвижением альтернативной основы для духовно-нравственного объединения общества. Антиклерикалы говорят о необходимости защищать свободу совести. Она действительно необходима, дабы каждый мог жить в соответствии со своими верованиями и убеждениями.
Во времена поиска национальной идеи не следует забывать, что свобода есть не самоцель, а средство существования общества. Семен Франк, говоря о бессмысленности свободы при отсутствии жизненной цели, приводит в работе "Крушение кумиров" старую остроту: "Извозчик, свободен?" — "Свободен". — "Ну, так кричи: да здравствует свобода!".
Примечание: автор прекрасно сознает, что термины "клерикализм" и "клерикализация" применительно к религиозной ситуации в современной России будут использоваться хотя бы в силу привычки и отсутствия замены. (Условно предложенная в статье "синодализация" — не в счет.) Хочется надеяться, что исследователи не оставят без внимания высказанные соображения о терминологии и об отличительных особенностях отечественных государственно-церковных отношений.
Об авторе: Михаил Олегович Шахов — доктор философских наук.
Источник: "НГ-Религии", №3(11) от 19 февраля 2003 г.
Источник http://www.archipelag.ru/ru_mir/religio/gko/questions/clericalization/
Вот только не надо смешивать равнодушного попа из городского крематория и Господа Бога. Ага.. Или как говорила моя матушка "Грубая продавщица - это совсем не повод хаять Советскую Власть" Многое, чем все мы недовольны в современной РПЦ - зто политика и к религии отношение имеет очень слабое. И еще... Как вы думаете священники и церковные иерархи - они когда рождаются ...Это происходит как нибудь по другому, нежели когда родятся милиционеры? Это такие же Советские люди, как и мы все и Армия и Милиция и РПЦ и даже Ленконцерт состоят из нас хороших и плохих. Так, что неча на зеркало пенять.. Все эти организации нужны, иначе бы их не было. Просто когда говорят "ментов ....!", "Попов...!" и тд ну скажем "...на фонари", то этим только вредят себе и обчеству. Так говорят или враги, или идиоты.
Мне больше эта часть понравилась - мнение Кара-Мурзы об антисоветизме, о гонениях на христиан (не разделяющих генеральную линию партии) и об Александре Мене
В последние годы стало окончательно ясно, что в позитивном плане надежды на потенции наиболее значимых религиозных организаций в этом процессе не оправдались. В том числе, и на Московскую патриархию, с которой у россиян связывались самые большие упования. Одна из появившейся в дни памяти о трагической кончине Александра Меня статей заканчивается словами: "Он ушел очень не вовремя. В тот самый момент, когда церковь демонстративно отвернулась от бедных и больных, торжественно повернувшись к богатым и здоровым". О том, что вся исповедническая деятельность убитого священнослужителя Московской патриархии была вехой совершенно иного вектора, по которому могло развиваться отечественное православие, в публикации не говорится прямо. Но это ясно и так, не смотря на сокрытие до сих пор источника той криминальной инициативы двадцатилетней давности. Но, иные всегда не ведают, что творят. Поэтому, сегодня, когда процесс понуждения Христа служить кесарю вошел в свою окончательную фазу, похоже, Ему снова подошло время отправиться "в народ"…
мнение Кара-Мурзы:
Чему то, что можно было бы определить, как этно-клерикальную идеологию политического тоталитаризма с опорой на искусственно вызываемую культурную деградацию населения.
Нынешние гонения на верующих – христиан, индуистов, последователей отдельных течений ислама и разнообразных новых религиозных движений, практически неотделимы от гонений на всех прочих инакомыслящих. С тем же рвением и обезоруживающим пренебрежением к морали и праву объявляются враждебными любые очаги культурного возрождения, которые не укладываются в русло клерикальной идеологии. Сама же она, при этом, именуется почему-то христианской. Правда, делается это все реже и реже, начиная с преамбулы памятного закона "О свободе совести…", где православие впервые выделяется в особую категорию, за чертой которой помещены четыре мировых религии – христианство, ислам, иудаизм и буддизм.
Про Меня нашел. http://www.rusidea.org/?a=25090905 "Без стыда" Разоблачение лжи дьякона Кураева http://tapirr.livejournal.com/897784.html Посмертная травля о. Александра Меня http://tapirr.livejournal.com/897367.html
Какой-то верующий написал
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]