18:11 Штирлиц и "несчастное сознание" | |
Изображение предоставлено publicdomainpictures.net Умирает эпоха Теперь, когда Вячеслав Тихонов умер и похоронен, и созданный им гениальный образ Штирлица начинает тихо уходить в историю, самое время задуматься, чем очаровал целые поколения советских людей этот СС-вский полковник. Очаровал настолько, что даже спустя три десятилетия после выхода на экраны знаменитого фильма «Семнадцать мгновений весны» он остается архетипическим для российского и построссийского сознания. Он важен настолько, что даже приход Владимира Путина к власти в 1999 году некоторые эксперты объясняли верой народа в то, что страной будет править Штирлиц. Дескать, и сам имидж второго российского президента слеплен с легендарного, хотя и никогда не существовавшего разведчика. * * * Фильм о Штирлице да и сам Штирлиц запомнились советскому эстетикой. Красивые черные СС-овские мундиры, оригинальная система званий, к каждому из которых добавлялось обязательное «-фюрер» («штандартенфюрер», «группенфюрер», «оберштурмбанфюрер»). Пожалуй, никто в Советском Союзе не сделал больше для реабилитации СС и гестапо, чем режиссер и актеры гениального фильма. Впрочем, содержание фильма не помнит почти никто. Весь фильм Штирлиц курит, ездит, размышляет, ведет философские беседы, спасает какого-то пастора, короче, интригует отчаянно. Но зачем и почему – моя память не сохранила. В памяти остается лицо Тихонова, голос Копеляна, знаменитые заставки «информация к размышлению» и кадры из немецкой хроники – больше же ничего. Плюс осталась народная реакция на фильм, воплощенная в десятках анекдотов. Все как один они, однако, строятся на омонимии. «Штирлиц выстрелил вслепую. Слепая упала». «Штирлиц бежал скачками. Он повернул за угол. Качки исчезли». «Штирлиц выстрелил в Мюллера. Пуля отскочила. Броневой – подумал Штирлиц». Иногда высмеивается культ непогрешимости советской разведки и неуловимости лично Штирлица. Тогда анекдоты становятся осмысленными: «Штирлиц шел по улицам Берлина. Ничто не выдавало русского разведчика, кроме парашюта, тащившегося сзади». Но всё же, всё же, такое количество анекдотов свидетельствует, конечно, о бешеной популярности. На пике славы Штирлиц был столь же известным брендом, как Винни-Пух или Шерлок Холмс (о котором кино сняли позже – в 80-х). Но если говорить о Штирлице всерьез, то чем же он заворожил советский народ? Конечно, можно говорить, что культ Штирлица – это культ загранпоездок, недостижимых и желанных в советское время. Чтобы жить на Западе, потреблять по-западному и при этом оставаться таким родным, советским, на тысячу голов превосходящим оставшееся дома быдло. Воплощением такого рода быта выступали советские горе-штирлицы, журналисты-международники андроповского пула, в дорогих костюмах вещавшие от нью-йоркских помоек о прогрессирующей нищете американских бомжей. * * * Но в Штирлице слишком мало от советской тяги к «жувачке». Конечно, он человек «упакованный». Живи в СССР, курил бы «Мальборо», отоваривался в «Березках» на выменянные на рейхсмарки полновесные инвалютные рубли, да выписывал журнал «Америка». Но осуждаемый Советской властью мещанский быт, семь слоников на серванте – не его стезя. Не превосходной СС-овской формой славен Штирлиц. А специфической свободой, которой не хватало советскому человеку. Свобода Штирлица двойная. Он принадлежит к высшей управленческой касте Третьего Рейха. А, следовательно, пользуется всеми благами и привилегиями этого слоя. Деньги, машины, мундиры. Наверняка – знаменитый «гестаповский жетон», которым пользовался еще Кузнецов. Впрочем, «жетон» - для мелкой сошки. Но одновременно, принадлежа к высшей касте расы господ, к СС, к элите элиты, Штирлиц неудержимо гадит. Занимается подрывной работой. Это – вторая степень свободы. Принадлежа к германской правящей верхушке, он не несет никакой ответственности за свою деятельность. Больше того, для него чем хуже, тем лучше. Чт... Перепечатка краткого анонса выложенного в свободный доступ материала произведена в соответствии с ч.4 ГК РФ ст. 1274 "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях". Согласно ст. 1259 ч.4 ГК РФ, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются объектом авторского права. Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.(Матф.9:9-13) | |
|
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем sergii на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения.
Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать,
описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.
Всего комментариев: 1 | ||
| ||