18:08 Сталин и Мораль. | |
Изображение предоставлено publicdomainpictures.net Свод моральных понятий, по которым живет общество, обязан быть в энциклопедии и энциклопедических словарях. Во времена Сталина издание трудов типа БСЭ считалось настолько важным государственным делом, что им занимались первые лица государства. Давайте посмотрим изменение морали в СССР по следующим трудам: - Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) изд. 1952 г. - (1); - Энциклопедический словарь (ЭС) изд. 1953-1955 гг. (трехтомник; по одному тому в год) - (2); - Советский энциклопедический словарь (СЭС) изд. 1987 г. - (3); - Большой энциклопедический словарь (БЭС) изд. 1997 г. - (4). ДОЛГ БСЭ (1952 г.): "Долг - обязанность человека по отношению к обществу, Родине, государству, классу, партии". ЭС (1953 г.). Разумеется, повторяет определение, данное в БСЭ, считая уместным дать формулировку долга перед Отечеством: "Защита Отечества - есть священный долг каждого гражданина СССР". СЭС (1987 г.): "Долг - категория этики, нравственная обязанность человека, выполняемая из побуждений совести". БЭС (1997 г.): "...обязанности человека, выполняемые из побуждений совести". Как видим, долг гражданина как высший его долг в жизни превратился в категорию, выполняемую из побуждений совести, а затем опустили и категорию этики. Есть совесть - человек считает себя гражданином и, например, службу в армии воспринимает как долг; нет ее - поголовное истребование так называемой альтернативной службы, а то и вовсе уклонение по причине религиозной "совести". ЧЕСТЬ БСЭ (1952 г.): "Честь - этическая категория... взгляды на гражданское и личное достоинство человека, на нравственную ответственность за совершаемые людьми поступки". Сталин умер, и ЭС (т. 3, 1955 г.) определение понятия чести уже не дает. Оно и понятно, в преддверии XX съезда, на котором бесчестными политиками бесчестье будет провозглашено главной доминантой политики государства, упоминание о чести излишне. СЭС (1987 г.) - понятия чести в своде этических норм нет. БЭС (1997 г.) пытается исправить оплошность двух предыдущих изданий, но обратите внимание, как это сделано. Свалены в кучу понятия: честь, достоинство, деловая репутация (правовая защита). Определение этой "сборной солянки" следует процитировать: "...гражданин или юридическое лицо вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, а также возмещения убытков и морального вреда..." Оказывается, честь - это право тягаться по судам, добиваясь то ли чести, то ли денег. Все поставлено на капиталистический лад, честь - возмещение убытков. Моральная сторона отсутствует напрочь. СОВЕСТЬ БСЭ (1952 г.): "Совесть - сознание и чувство моральной ответственности человека... перед обществом ...перед отдельными людьми, моральная самооценка личностью своих поступков и мыслей..." ЭС (1955 г.): "Совесть - чувство нравственной ответственности... перед окружающими людьми, обществом". СЭС (1987 г.): "Совесть - понятие морального сознания... что является добром и злом ... сознание нравственной ответственности за свое поведение". В последнем определении фигурирует уже не моральная сторона жизни, а "качество" индивидуума. Все зависит от того, как "чувствует" человек добро и зло. Или как себя представляет. БЭС (1997 г.) еще откровеннее: "...внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение...". Опять же: не бытующее в обществе понятие морали, а частное состояние субъекта, сформулированное как "внутренняя убежденность". Трансформация разительна. От высокого сознания ответственности перед обществом (1) просто к чувству (2), затем и к понятию добра и зла (3) и, наконец, к внутренней убежденности (4), что есть зло и добро. ДОСТОИНСТВО Б... Перепечатка краткого анонса выложенного в свободный доступ материала произведена в соответствии с ч.4 ГК РФ ст. 1274 "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях". Согласно ст. 1259 ч.4 ГК РФ, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются объектом авторского права. Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.(Матф.9:9-13) | |
|
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем sergii на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения.
Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать,
описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.
Всего комментариев: 1 | ||
| ||